«Главное – построить храм в душе человеческой». Интервью епископа Уральского и Атырауского Вианора

– Владыка Вианор, Ваша хиротония во епископа состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Это особенный день для всех православных христиан. А какой Вы увидели знак в таком совпадении?

– Сам праздник Рождества Пресвятой Богородицы – это начало церковного года, и он открывает нам начало годичного литургического круга двунадесятых праздников. Посему вижу и для себя особый Промысл Божий, попечение и заботу Царицы Небесной в том, что епископская хиротония, которая состоялась в этот праздничный день, являет и для меня лично новый период моей жизни.

– Что Вы чувствовали во время хиротонии?

– Конечно же, духовный трепет от ощущения рождения нового человека. Это не передать словами… Действие Божественной благодати, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет, знакома каждому верующему человеку и каждый в своей мере переживает прикосновение Божие. Благодать может поменять всего человека, всю его природу – и духовную, и телесную. Она остается потом в воспоминаниях на всю жизнь. Вот действие Божественной благодати я и почувствовал во время хиротонии.

– Возглавил Вашу хиротонию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал Вас на служение. Какие слова, пожелания, советы запомнились Вам? Что особенно сильно отозвалось в Вашем сердце?

– Святейший Патриарх напутствовал меня на служение незабываемыми словами, которые запечатлелись на скрижалях моего сердца. Святейший Владыка сказал: «Происходящее ныне не просто красивое чинопоследование, а великое Таинство, без которого жизнь Церкви невозможна, ибо, как писал почти две тысячи лет назад священномученик Игнатий Богоносец, «где будет епископ, там должен быть и народ, так как, где Иисус Христос, там Кафолическая Церковь» (Послание к Смирнской церкви, гл.8). Продолжая его мысль, можно сказать, что где епископ, там и Церковь, а где нет епископа, где нет законной канонической иерархии, там нет и подлинной Церкви». Слова назидания Святейшего Патриарха содержат главный смысл моего грядущего служения на пользу Матери нашей Церкви.

– Расскажите, пожалуйста, о Вашем впечатлении от разговора с Патриархом. Что Вы вынесли из этого общения? Что Вас воодушевило, укрепило?

– Разумеется, беседа со Святейшим Владыкой была первой в моей жизни. Патриарх, озабоченный делами Церкви, прежде представлялся мне недоступным для общения в силу своей занятости. Но личная беседа открыла для меня Предстоятеля нашей Церкви, как заботливого, мудрого, прозорливого отца, общаться с которым легко и интересно. Это человек с огромным духовным и жизненным опытом. И ему, хоть и облеченному высокой Патриаршей властью и ответственностью, все равно знакомы все стороны жизни человека, с его переживаниями, чаяниями, немощами и радостями… Ему также открыта вся полнота священнического, монашеского и архиерейского служения, ведь Святейший Патриарх более полувека несет свое пастырское служение в Христовой Церкви. Поэтому разговор с ним был невероятно интересен.
В нашей личной беседе было много сокровенного и это останется в моем сердце до конца жизненного пути. Для себя же я наметил некоторую программу, обозначенную Святейшим Патриархом: созидать приходы, окормлять народ Божий, заниматься воспитанием молодежи и детей. Осуществлять просветительское и социальное служение, заботиться о сохранении мира и согласия. И всегда помнить о простой, веками проверенной закономерности, описанной в Священном Писании: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9:6).

– В последнее время Вы были настоятелем храма во имя Архистратига Божия Михаила города Каскелена. Расскажите, пожалуйста, об этом Вашем служении. Что было сделано за период, пока Вы были настоятелем? Какие важные события в этот период произошли?

– По благословению митрополита Александра я три года назад был направлен на служение в г. Каскелен настоятелем старинного, 1900-го года, храма во имя Архистратига Божия Михаила. Впервые мне пришлось покинуть прежнее место служения – Жаркентский Пророко-Ильинский храм. Там прошли немалые почти 30 лет. Жаркентский храм – это как родной дом, где все его обитатели, добрые и не очень, верующие и не до конца понимающие нашу православную веру, с большим сердечным желанием ждали от тебя слова утешения, помощи и поддержки. Да… я уезжал из родного дома.
Каскелен находится рядом с Алма-Атой – большим мегаполисом со всем его темпом жизни. Конечно, это не такая далекая провинция, каковым является Жаркент. Первое время я просто знакомился с прихожанами, надо было завершить начатое благоустройство территории, построить Иордан-часовню, узнать и почувствовать тех, кто шел в церковь. Хочу выразить слова благодарности всем, кто помог в благоустройстве Каскеленского храма, кто сплотился вокруг меня, и вместе мы созидали большую общину, которая на сегодняшний день стала монолитной, единой в служении Господу. Все каскеленцы остались в моем сердце, как родная семья.

– Владыка Вианор, Вы стали епископом Уральским и Атырауским. Что Вы знаете об этой епархии. Как у Вас планы по ее развитию?

– Ранее мне не приходилось бывать в Западном Казахстане. Но радость и волнение испытываю от того, что епископское служение мне предстоит совершить в родном Казахстане, на земле, именуемой «антиминсом, распростертым над под открытым небом». Тысячи мучеников за Христову веру лежат в этой благословенной земле. Она освящена кровью новомучеников и подвигами исповедников. В Западном Казахстане, где мне предстоит нести крест архипастырского делания, три десятилетия служил ныне здравствующий архиепископ Антоний (Москаленко). Он заложил основу для дальнейшего развития церковно-государственных отношений, храмостроительства, социальной и молодежной работы в регионе, где проживает большое количество людей, принадлежащих к православной традиции. Здесь по слову Евангелия, «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37), поэтому одна из основных задач, стоящих перед управляющим Уральской епархией – усиление, улучшение пастырской работы с населением, особенно подрастающим поколением. Роль епископа в данном процессе очевидна – «немощи немощных носить, а не себе угождать». Посему искренне уповаю на Пастыреначальника Христа и надеюсь, что Он по Своей великой милости, не оставит меня и восполнит мои недостатки.

– С 1993 по 2020 год Вы окормляли православных верующих, проживающих в городах Синьцзянь-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики. По согласованию с местными властями в храмах проводились Литургии и совершались Таинства. Расскажите об этом периоде Вашей жизни?

– Да, с 1993 по 2020 год я окормлял православных верующих, проживающих в городах Кульджа, Урумчи и Чугучак Синьцзян-Уйгурского района автономного округа Китайской Народной республики. По законодательству этой страны иностранцы не имеют права совершать религиозные обряды без разрешения властей, а меня пригласила православная община города Кульджи. Невозможно рассказать в рамках нашей беседы все о служении моем в Синьцзяне. За этим стоят десятилетия трудов… Свое миссионерское делание я подробно описал в своей выпускной квалификационной работе «Православие в Синьцзян-Уйгурском автономном районе история и современность».
Службы в храме во имя святителя Николая проходили в присутствии пяти-семи членов отдела по делам религии. Основную часть православных составляли русские китайского происхождения, но ещё до сих пор есть и потомки русских, бежавших из России в Китай от ужасов революции 1917-го года. Для проведения литургии я привозил запасные дары, совершались таинства Исповеди, Венчания, Крещения, читались акафисты. Кстати, не так давно, когда открылась китайская граница, ко мне в Каскелен приехала целая делегация моих прихожан из Кульджы, чтобы провести таинства Венчания и Крещения.
Божий мир везде один и любовь к Господу нашему пламенеет в сердцах всех людей, какой бы национальности они ни были, какой бы цвет глаз или цвет кожи у них ни был. Конечно, сейчас приходы Китая бедны на духовную литературу, иконы, святыни, но очень много китайцев свято верят нашему Господу Иисусу Христу.

– А Вы могли бы рассказать о каком-либо случае, который бы послужил красноречивой зарисовкой той Вашей жизни и Вашего служения в Китае?

– Могу рассказать об одном случае. Ко мне обратились православные христиане из города Кульджи с печалью о том, что местные власти решили перенести захоронения русских солдат в другое место из-за реконструкции местности и необходимости на этом месте построить новую дорогу. Я обратился в Российское консульство с письмом от имени прихожан православного храма святителя Николая с просьбой оказать содействие в решении этой проблемы. Буквально через неделю в Кульджу приехал консул Российского посольства и другие официальные люди. Затем, при содействии горкома партии Кульджи этот вопрос был решен. К общей радости, китайские власти восстановили надгробия могил русских солдат, обнесли кладбище оградой и навели там надлежащий порядок. Большая благодарность им за память о наших погибших солдатах.
Особо хочу отметить, что в Китае партийное руководство и сам народ очень тепло относятся к Русскому миру. Мы могли в один год широко отметить Рождество Христово с приглашением народных музыкальных коллективов из Алма-Аты. Во время этих торжеств мы знакомили их участников с русской национальной кухней, русскими традициями. Также прошла и Пасхальная служба, и торжества по этому случаю. По моему приглашению и с согласования правящего в те годы архиерея митрополита Мефодия, в Алма-Ату прибыла солидная китайская делегация во главе с первым секретарем горкома. Затем такая же делегация была на встрече и с митрополитом Александром.

– Владыка Вианор Вы учлись в Илийском педагогическом университете, изучали китайский язык… Как это все для Вас стало возможным?

– Да, в 2009 году я поступил в Илийский педагогический университет в городе Кульджа по приглашению первого секретаря горкома партии. Эту инициативу по изучению китайского языка благословил митрополит Мефодий. Быть миссионером в Китае без знания, прежде всего языка, традиций и национальных особенностей большого многообразия этнических групп, населяющих эту страну, невозможно. В первые месяцы я учился слышать тональности разговорной речи, к счастью, слухом меня Господь не обидел. Интересно, что одно и тоже слово‚ но произнесенное в разных тонах, имеет разное значение. Вспоминаю сейчас… когда крестил, они смотрели на меня, как бы говоря: «Ну расскажи нам о своем Боге».
Первым моим успехом было спеть на китайском языке «Подмосковные вечера». Кстати, эта песня, как визитная карточка России. Преподаватели университета, стараясь дать мне возможность немного заработать, все-таки студент, предложили мне давать уроки русского языка – он сейчас очень популярен в Китае.
Будучи в КНР, мне удалось побывать во многих регионах страны, даже Шаолинском монастыре. После неоднократных поездок в Китай уже имеешь, может быть и неполное, представление об этой стране и о том, что сделали здесь проповедники Святого православия минувших веков, неся свет истинной веры в языческую страну, легших костьми в эту землю, упокоившись от трудов своих. И по прошествии времени, несмотря на сложные жизненные обстоятельства и попытки уничтожить Святое православие, многие здесь сохранили и более того продолжают хранить православную веру, передавая ее из поколения в поколение. Особо это осознаешь и видишь, когда приходят креститься люди, не владеющие русским языком, внешностью слившиеся с местным населением, но осознающих себя как русские, сохраняющие уклад жизни, переданный им предками. Воистину крестятся как бессловесные дети – с покорностью, чистой душой, и видишь в их глазах нечто просящее – «поделись тем, что внутри тебя». Эта вера движет ими, хотя для многих из них пока сокрыта вся полнота Святого православия, они не постигают ее до конца. И забота Русской Православной Церкви – познакомить их с великим сокровищем истинной веры.

– Каким был Ваш путь к Богу? Как произошла Ваша встреча с Богом? Как Вы обратились к Богу, как было избрано поприще служения Богу и людям?

– Наверное, я здесь буду не интересен…Потому что мой путь не был тернистым. Я обращен к вере с младенчества своими родителями, бабушками. Воспитывался в православной вере несмотря на то, что государственный строй того времени не приветствовал религиозную сторону жизни своих граждан. Но все равно наша семья по возможности посещала храм и участвовала в Таинствах. Мой младший брат – отец Павел, тоже стал священником. В настоящее время свое пастырское служение он совершает на Русском Севере, в Ханты-Мансийской епархии.

– Вы учились в Алма-Атинском индустриальном техникуме. Закончили его и буквально сразу стали нести послушание алтарника в Казанском соборе Алма-Аты. Как так получилось? Светская сторона жизни Вас совсем не заинтересовала?

– Ещё будучи студентом Алма-Атинского индустриального техникума, я периодически посещал Никольский храм, где встретил своего первого наставника приснопоминаемого протоиерея Алексия Милованова – Царствие ему Небесное. Он благословил меня стать алтарником (пономарем), в Казанском храме города Алма-Аты, где он в то время служил. Именно отец Алексий преподал мне первые уроки служения в Божием храме. И потом у меня уже не было сомнения после окончания техникума в выборе своего дальнейшего пути. Он совершился и этот выбор был – служение Церкви.
Сыновняя благодарность живет в моем сердце к митрополиту Алексию (Кутепову), который чудесным образом обратил на меня внимание, поверил мне – тогда еще 19-летнему юноше. Да, когда мне было всего 19 лет, он рукоположил меня во иерея и направил настоятелем в Пророко-Ильинский храм города Жаркента, расположенный на границе с КНР.
Приехав на место своего служения, я застал полное запустение здания храма, построенного в 1892 году и являющегося архитектурным памятником. Использовалось оно не по назначению – это был то клуб, то спортазал, то овощное хранилище. В итоге храмоздание пришло в ужасающее состояние.
Многие в то время не имели опыта общения со священником и смотрели на молодого 19-летнего священнослужителя с удивлением: что он будет делать? Но есть хорошая поговорка: «Глаза страшат, а руки делают». Начали расчищать здание храма, приводить его в надлежащий вид, пришла помощь от неравнодушных людей. Появились иконы, прихожане старались помочь – работа шла и днем, и вечером. А вот опыта иерейской службы у меня еще не было... До сих пор помню то щемящее чувство тревоги и трепета, когда на первой Литургии открыл царские врата. Помог только Сам Господь. Оглядываясь назад, на свой 28-летний период служения в Жаркенте, могу сказать одно, что самое главное – это не реставрация здания храма, а строительство храма в душах человеческих… Я надеюсь, что в какой-то степени у меня это получилось.

– Владыка Вианор, как у Вас появилось желание стать монахом?

– Вопрос о монашестве для меня не стоял. Монашество в моем понимании было и есть особое, сугубое служение Богу, Церкви и людям. Когда тебя в твоем делании ничто – никакие личные житейские попечения, не стесняет и не обременяет. А это как раз – служить Богу, Церкви и людям, ни на что не отвлекаясь – и было моим желанием. Когда я принял такое решение, то испросил благословения у владыки Алексия, и он с радостью его одобрил. Обычно в то время монашеский постриг совершался в кафедральном соборе города Алма-Аты, но я дерзнул просить владыку совершить его в храме моего служения. Собрался весь город, все плакали… После чего владыка сказал: «Я понял, что рождение нового человека должно происходить в кругу его духовной семьи». Воистину «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс.36:23). Сам по себе я ничего бы не мог совершить, без Божественной помощи и сердечного участия близких моему сердцу людей. Особо потрудилась в этом моя приснопамятная благочестивая родительница, завершившая свой земной путь в монашеском чине – монахиня Серафима. Благодарен я и митрополиту Тульскому и Ефремовскому Алексию, в годы своего служения в Казахстане сопричислившего меня к лику иночествующих и облекшему диаконской и священнической благодатью.

– Чтобы Вы можете сказать о современном монашестве: его роли и значении в современном мире?

– О монашестве и современном мире сейчас трудно говорить, потому люди поглощены суетой и житейскими делами, малыми и большими жизненными проблемами. Нет лучшего наставника нашего времени, который бы раскрыл сущность монашества, чем святитель Игнатий Брянчанинов…
Христос сказал, не отягощайте сердец ваших – что особенно касается житейской суеты, которая не оставляет нам ни минуты побыть с Богом. Монашество – это внутренняя сокровенная жизнь, неведомая миру, стремление к молитве, что святые отцы называют «умное делание». Огромный духовный труд, который приближает монаха к Богу, сокрыт от мира, его не видно, его нельзя ощутить, нельзя потрогать руками, это внутреннее делание, разговор души с Господом. Но надо помнить, что люди всегда остаются людьми и поэтому нет ничего удивительного, если и у монашествующих встречаются человеческие слабости и немощи. Старцы говорят, что если за одним верующим христианином ходит один бес, то за монахом их идет дюжина. Не надо сразу спешить к осуждению всех, кто каким-то образом оступился, за них надо молиться.
Черная мантия монаха не отделяет его от мира, от его страстей и бед, не она меняет духовный мир человека. Не меняет его даже отречение от семьи, имущества, от собственной воли. Пребывание в непрестанной молитве, бдение, пост и послушание своему духовному отцу, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге – вот что способствует рождению нового человека.
Есть, например, люди, посвятившие себя науке или искусству, их называют талантливыми, те же, кто посвятил себя Богу, получают дар Божий, Его любовь.
На многие вопросы духовного строительства я не могу ответить потому, что сам еще на пути к нему. Одно могу посоветовать, обращайтесь к Святому Писанию, книгам великих учителей православия, следуйте советам ваших духовных отцов. Как я уже говорил в начале нашего разговора, в Церкви и нашей жизни всем управляет Господь, всем могу пожелать Его великих щедрот. Аминь.

– Как складывалось Ваше соработничество с Главой Казахстанского Митрополичьего округа митрополитом Александром?

– Слова особой признательности хотел бы сказать митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру, под омофором которого четырнадцать лет Господь сподобил меня нести различные пастырские послушания в Астанайской епархии. Надеюсь на то, что и впредь митрополит Александр продолжит проявлять обо мне свою отеческую заботу. Дабы с его мудрыми советами и наставлениями Господь сподобил меня с пользой для народа Божия трудиться в Уральской епархии Казахстанского Митрополичьего округа.

– Владыка, какие книги Вы читаете? Что бы Вы порекомендовали своей пастве?

– Среди моих любимых книг прежде всего книги назидания великих отцов Церкви: святителя Иоанна Златоуста, Блаженного Августина, святителя Игнатия Брянчанинова и других. Из светской литературы особенно близки Федор Достоевский, Николай Лесков, Никлой Гоголь, Василий Шукшин и современные авторы такие, как митрополит Тихон (Шевкунов), митрополит Антоний Сурожский – недавно вышел двухтомник его бесед. А если говорить о любви к светскому искусству, то я являюсь огромным почитателем таланта великой, мировой певицы, Героя Социалистического труда, профессора Бибигуль Ахметовны Тулегеновой. Как вы, наверное, знаете по признанию ЮНЕСКО она входит в число 20-ти самых выдающихся женщин столетия. Неоднократно я бывал на оперных спектаклях, концертах с ее участием, встречался с этой великой певицей в домашней обстановке. Это необыкновенная и в то же время простая и сердечная женщина, она доступна абсолютно для всех людей. Если мне случалось приезжать из Жаркента в Алма-Ату, то я обязательно старался попасть в Оперный театр. У нас великолепная оперная труппа, много молодых исполнителей и высокопрофессиональный симфонический оркестр.
Не так давно завершился XII Международный конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой. Он прошел в Алма-Ате в Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая. Там Бибигуль Ахметовне вручили золотую медаль «Национальное достояние». Я горжусь своей многолетней дружбой с ней.

– Владыка Вианор, скажите свое слово православным казахстанцам, которые ныне переживают какие-то тревоги, страхи и периоды маловерия…

– Словом мира и любви во Христе благодарю всех за молитвенную поддержку. Благодарю за все годы доброго соработничества, кого Господь послал мне в годы моего священнического послушания. Благодарю за добро и заботу, которую можно ощутить, живя в нашем родном Казахстане.
На всех дорогих моему сердцу казахстанцев призываю щедрые и богатые Божии милости, чтобы и впредь Он благодетельствовал каждому из нас на многая и благая лета.
Хочу всем казахстанцам пожелать спастись крепкой верой, непрестанной молитвой и благими добрыми делами. Ведь живая вера должна присутствовать в нашей жизни каждую минуту, тогда каждый день мы, опираясь на эту веру, сможем избежать конфликтов, не впасть в искушения, избавится от страха, преодолеть периоды маловерия и будем иметь мир в своей душе. И как говорит преподобный старец Серафим Саровский «Стяжите мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Беседовала Татьяна Бирюкова


Хиротония архимандрита Вианора (Иванова) во епископа Уральского и Атырауского состоялась 21 сентября 2023 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Рукоположение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Малая ектения была вознесена на казахском языке. По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Уральского и Атырауского Вианора на служение и вручил ему архиерейский жезл. При вручении архиерейского жезла Преосвященному Вианору Святейший Патриарх Кирилл сказал Слово. Вот небольшая цитата из него: «С апостольских времен и доныне не прерывается цепь архиерейских рукоположений, а это значит, что Святой Дух, Иже везде сый и вся исполняяй, пребывает в жизни Церкви, наставляя Ее на истину и ведя народ Божий по пути спасения».

Родился епископ Вианор (в миру – Иванов Павел Николаевич) 11 ноября 1972 года в городе Новосибирске (Россия). В 1988 году окончил алма-атинскую среднюю школу №101, в 1992 году – Алма-Атинский индустриальный техникум, получив специальность техника-механика МПО.
В 1989 встал на стезю церковного служения, исполняя послушание алтарника и чтеца в Казанском храме города Алма-Аты. 21 апреля 1992 года архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием, ныне митрополит Тульский и Ефремовский, рукоположен в сан диакона к Илиинскому храму города Жаркента, 23 апреля 1992 года – в сан пресвитера.
Духовное образование Преосвященный получил в Московской духовной семинарии и в Московской духовной академии. Тема его выпускной квалификационной работы – «Православие в Синьцзян-Уйгурском автономном районе: история и современность».
С осени 1993 года по благословению архиепископа Алексия будущий епископ начал периодически окормлять православных верующих, проживающих в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР в городах Инин (Кульджа), Урумчи, Чагучак (Чичень). В 1995 году владыкой Алексием пострижен в монашество с наречением имени Вианор в честь мученика Вианора Писидийского.
Отец Вианор исполнял послушание благочинного 5-го Алма-Атинского церковного округа, затем Жаркентского округа, расположенного на территории Панфиловского и Кербулакского районов Жетысуской области и Уйгурского района Алма-Атинской области Казахстана.
В 2002 году по благословению архиепископа Алексия принимал участие в обретении мощей священномученика Василия Жаркентского и в тогда же составил акафист этому священномученику, благословленный к употреблению в Казахстанском митрополичьем округе.
В 2009-2010 годах обучался китайскому языку в Илийском педагогическом университете города Кульджа Синьцзян-Уйгурского автономного р-на КНР. Во время учебы исполнял послушание по временному пастырскому окормлению православных общин городов Инина (Кульджи), Урумчи и Чагучака.
В 2020 году назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма города Каскелена.

 

< назад
Май 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
29
1
10
13
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2

Православный календарь