1 апреля. Воскресенье. Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской.

 Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Антоний архиепископ Уральский и Гурьевский совершил Божественную Литургию в кафедральном соборе Михаила Архангела г.Уральска.  Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора.

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста. На память преподобной Марии Египетской.

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Наши сердца в результате участия в этом празднике исполняются радостью. Эта радость свойства благодатного, потому что мы как-то её особенно не заслужили, а она даётся нам даром, поэтому называется благодатное свойство. Благодать, Благой Дар от Бога. И Христос входит в Иерусалим на страдания. Даже эта седмица последняя его земной жизни, у нас называется «страстная». По-славянски страсть – это страдание. Он идёт на страдание. Для чего? Для чего понадобилось Сыну Божию страдать, хотя пребывание в недрах Святой Троицы – это сплошная радость и блаженство. Потому что Господь, как любящий нас Отец, хочет поделиться с нами Своей радостью. И в послании к Филипписиям, которое Церковь выбирает на этот день, апостол Павел Филиппийским крестьянам своим духовным чадам пишет: «Радуйтеся всегда о Господе и еще говорю: радуйтесь». То есть видите, его как-бы это переполняет. Ему показалось, что просто написать «радуйтесь», как-то этого недостаточно. « И еще говорю: радуйтесь». Потому что для Бога это очень важно. Бог – это не совсем такое унылое существо, как мы все с вами. Наоборот, он хочет, чтоб каждый его сын или дочь пребывали в радости. Но для этого нужно некоторое условие соблюсти.

Как и мы, люди, создающие разные механизмы, мы знаем, что для двигателя внутреннего сгорания нужно определенного рода масло, да еще не халтурное, а хорошее. Тогда он будет работать. Всякие профилактические работы необходимы и так далее. И также и человек. Человек создан Богом для радости, но, чтобы в нем эта радость была, человек должен сам выполнять те условия, чтобы эта радость в нем жила. И немного об этом говорит апостол, начиная: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». И вдруг прибавляет: «Господь близко». Несмотря на всю близость к нам Бога, мы умудряемся от Него удаляться. И удаляться так, что даже о Нём забываем.

Кротость. Господь, вообще, просил нас: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». У кого б спросить? Кто знает, что такое кротость? У большинства присутствующих здесь в лексиконе даже нет этого слова. Чтобы понять, что такое кротость нужно лезть в словарь. А чтобы лезть нежно у кого компьютер есть – это проще, а так – это в библиотеку идти. Что такое кротость? Понимаете, многое даже из языка обиходного исчезло. Хотя русский язык считается одним из самых богатых в мире, потому что у нас в обороте полмиллиона слов. Практически ни у одного народа нет. Обычно обходятся сотней тысяч или полторы сотней тысяч. А некоторые вообще, как мы из литературы знаем, 32 словами обходятся. И, в общем, это вполне достаточно. Обезьяна тоже, там у нее несколько жестов и ей хватает. На самом деле в обороте полмиллиона слов, тем не менее – кротость. А апостол ставит её на первое место. Почему понятие исчезает? А потому что исчезает то, что описывает это понятие. А кротость – это есть незлобие. Потому что обычный человек, даже уже дитя, воспитываясь, возрастая в среде нашей человеческой, он становится злым, как собака, специально обученная на злость.

Не все собаки к этому способны. Когда я был маленький, у одного нашего знакомого, можно сказать друга семьи, была собака. Её долго били в милиции, чтоб она была злая. Немецкая овчарка, я её помню, как вчера. Нет, по душе была добрая. И как её не злили ничего не получалось. Таких собак выбраковывают. У нас, конечно, такой кроткий, незлобивый человек – это просто большая редкость. Все злые, раздражительные, обидчивые, осуждающие. Люди не могут какие-то элементарные с собой налаживать отношения. Нужно обязательно как-то репрессировать и так далее и так далее. Поэтому естественно, если мы живем в таком состоянии раздражительной озлобленности, как у нас в сердце может поселиться радость? Это две исключающие совершенно вещи. Радость может поселиться только тогда, когда кроткое будет сердце. Незлобие. Наша злоба, раздражительность, гневливость, такая осудительность – это есть качества прямо противоположные радости. Поэтому, если мы хотим божественной радости, не только на праздник, когда мы даром получаем от Бога благодать,- этого нам хватает на полчаса. А чтобы это постоянно было в нашем сердце. Первый путь к этому – это кротость, которая есть незлобие.

«Не заботьтесь ни о чём». Так вот. Мы очень много попечительны. Мы заботимся о чём угодно, только не о самом главном. А почему же это так вредно? А потому, что ускользает главное – что Господь близко. Можно о многих вещах заботиться и даже более или менее неплохо их устроить, но радости не будет. Потому что за этими заботами забываешь о том, что Господь близко. И многопопечительность отвлекает от главного. А главное – это всё время присутствовать при Боге. Поэтому ничто нас не должно отвлекать. Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. Если тебе что-то надо, нужно во-первых просить у Бога. А мы, если к Богу обращаемся, только в том случае, когда все наши возможности уже испробованы. И только тогда, как-бы на авось… Если на авось – это уже не вера. Бог хочет, чтобы мы всю свою надежду возложили на него. И причём, прошение с благодарением.

Мы так устроены, так нас дурно воспитали, мы советские люди. Жили, конечно, трудно, но самый главный лозунг в котором мы выросли – это называется по-украински «халява». Когда неизвестно откуда, неизвестно за что, кому-то приносят маленькую, но зарплату. Никак не связано, как ты работаешь с тем, что получаешь. И если вдруг этого корма лишают,- раздражается. Человек ведёт себя исключительно, как поросёнок. Потому что для поросёнка совершенно не важно откуда хозяин крадёт комбикорм или прочие вещи. Ему это, как-бы, не интересно. Ему – давай. И также мы с детства привыкли: давай, давай. Как маленькие дети всё время: хочу, хочу, хочу. И в этом и выросли. Понимаю, что так само собой вообще ничего не может произойти и так многим мы пользуемся не заплатив за это ни рубля – солнечный день. Пожалуйста, солнышко нас топит, отапливает бесплатно. На 75% состоим из воды – пожалуйста, тебе вода. И так далее, очень много Господь дал нам даром для жизни. Но мы привыкли к этому и совершенно не рождаются у нас чувства благодарности

Поэтому главную службу к которой Господь нас призывает, Он назвал благодарением, Евхаристией, чтобы когда мы причащаемся святых Христовых тайн, чтобы наше сердце исполнялось обязательно благодарностью Богу. Без благодарности Богу никакой религии вообще быть не может. В древних религиях и в языческих до сих пор всегда существует такое понятие, как жертва. Потому что религия, без того, чтоб тому божеству, которому ты поклоняешься, что-то принести – это люди понимали, что это уже некий ущерб. Хотя древние евреи и поклонялись единому Богу Творцу, который есть невидимый Дух, но и то, Господь их приучал приносить жертву. Что даром так не бывает. Ты должен отделить от своего стада что-то, принести Богу. Что так в одни ворота, только получать, - в результате этого вырастет такое омерзительное двуногое неблагодарное подлое существо. Какими очень часто вырастают наши дети. Потому что мы так их воспитываем, что в результате этого воспитания, даже по отношению к нам, не смотря на то, что мы, вроде многое сделали, - они к нам относятся, как неблагодарные свиньи, которые только хотят нас как-то еще и еще использовать. Причём иногда самым, таким, беспардонным способом, как обычно может использовать человек, совершенно, мошенник какой-то или жулик на столько у человека страсть к собственной выгоде велика что никакие родственные чувства, ни какие-то воспитательные мотивы, они, к сожалению, не действуют.

Приходит мужчина или женщина, жалуются. Обожди, голубчик, это же плоды твоего воспитания. Все люди рождаются примерно одинаковые. Не может быть, что твой род, твои гены – это всё сплошь до Адама подонки и сволочи. Если б это было так – тебя б на свете не было. Раз ты столько тысяч лет живешь на этой земле, значит были в тебе и в твоём роду и порядочные же люди. Но раз твой сыночек или дочка таковы – это же твоя заслуга. И часто сделать уже ничего нельзя, там, вразумить, еще что-то – все взрослые люди. Нет. Придётся только терпеть. Терпеть за то, что ты делал неправильно. Вместо воды выпей соляной кислоты, а потом не обижайся, что пищевод у тебя превратился в такую тоненькую болезненную трубочку и тебе придется еще 10 операций делать. Но это ты же сам все перепутал! Так же и ты, когда-то перепутал с твоими детьми. И ничего тут с этим не сделаешь. Есть в нашей жизни даже вещи, которые мы можем окаять, мы можем в этом раскаяться, но очень много вещей изменить которые мы не можем. С этим приходится смиряться.

«И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваша во Христе Иисусе». Этот мир Божий, который может снизойти на каждого из нас, умирить нашу такую волнующуюся злобой, завистью, раздражением, осуждением, каким-то мнимым чувством справедливости, душу, он может нас примирить. При условии, если мысли наши будут во Христе. Как святые говорили: «Ум твой должен плавать в Священном Писании». Только тогда ты сможешь преодолеть то, что есть в твоем сердце. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно», а не по-хамски, «что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами». Еще можно добавить: и радость ваша будет совершенна. Радость, она от этого. Когда совесть ясна и чиста. Пусть люди несовершенны, они могут обижать тебя, могут как-то обокрасть, могут тебя чем-то утеснить, а ты не будь таким и радость тебя не покинет. Это он, злой, будет жить в том, что нерадостно, что плохо, что уныло, что болезненно. И друзья у него будут такие, потому что скажи мне, кто твой друг – скажу, кто ты. Он будет вариться в этой злобе. У нас есть выход. Потому что мы сограждане святым и свои Богу. Помните – Господь близко. Каждый человек может всегда обратиться к Богу. И Господь рядом. И само это пребывание рядом с Богом – это есть главный для нас источник радости.

Благословение Господне на вас, Того благодатию, и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 (10 апреля 2011 года)

С сайта- www.wco.ru

< назад
Май 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
29
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
1
2

Православный календарь