Трудные вопросы часть 2

30. Можно ли после Причастия целовать людей и иконы? Потому что в некоторых храмах батюшки говорят, что нельзя, и не потому, что освящаются уста, а потому, что тем самым ты уподобляешься Иуде, который после Тайной Вечери поцеловал Иисуса Христа.

Если идти по такому принципу, то после Причастия нельзя совершать многие вещи. Например, нельзя ходить пешком, ведь Иуда в день Причастия тоже ходил пешком. Если же у человека есть такая боязнь не повторить ошибки Иуды, то тогда в этот день надо попросить кого-то, чтобы его в этот день носили на руках. А если он в меру упитанный, то возить на тележке. То же самое касается и запрета целовать иконы в день Причастия. Если идти по этому принципу, то во время Причастия освящаются не только уста, но и руки, и ноги, и голова. Значит, таким людям надо не только не целовать иконы, чтобы невольно не «оскверниться», но  перестать касаться руками предметов, ведь от соприкосновения с ними тоже можно оскверниться, и т.д. Таким образом можно просто сойти с ума. По настоящему же лучше поступать так: до потребления запивки нельзя произносить ни слова, нельзя ничего целовать, кроме края Чаши. После потребления запивки надо хранить свое сердце и помнить слова Христовы: «Не входящее во уста сквернит человека, но исходящее изо уст» (Мф.15:11).

29.Батюшка, мне почти 36 лет, но я чувствую, что я такой же капризный ребенок. Как бороться со своими капризами?

Капризы не появляются на пустом месте, а имеют в своей основе элементарную гордыню. Если перевести на современный язык слово «каприз», то получится слово «самохотение» или по церковной лексике – «своеволие». Поэтому и лучшее средство от каприза оставлять свою волю и научиться прислушиваться к людям, тебя окружающим. Особенно благодатно – прислушиваться к Уставам Святой Церкви, к просьбам и наставлениям духовника. А еще лучше радоваться, когда случается что-то вопреки нашим капризам. Мы хотим так, а получается наоборот. Слава Богу за это!

В сущности каприз – это тяжелейший грех. Почему? Потому что каприз есть насилие над волей других, но иногда и над самим собой, потому что человек понимает, что это ему неполезно, но капризничает и настаивает на своем. Что делать духовнику, если перед ним капризный «переросток»? Дать вдоволь покапризничать, оставить без внимания, без утешения, без помощи, чтобы через это научить «переростка» не капризничать.

Многие духовники, если видели настырного или капризного человека, старались делать что-то вопреки его воле, чтобы тем самым научить его отсекать свою волю. Например, иеросхимонах Самсон (Сиверс) в своих дневниках пишет, как к нему подходит одно духовное чадо с той самой настырной волей и говорит: «Вы должны меня поисповедовать, Вы обещали!!!». На что Батюшка резко ответил своевольнику, - Я никому ничего не должен и не обязан. А если по твоему смирению нужна исповедь, то поисповедаю тебя потом как-нибудь, только не сейчас.»

Кстати, у капризов есть свои «сестры» - это зависть, самоцен. У отца Самсона была вот какая история. В одной комнате жили две девушки, равные по возрасту. И вот одной из них отец Самсон дает послушание заходить к нему на исповедь каждый день. А другой разрешает только раз в месяц. И та, которая ходит на исповедь каждый день, молчит и не говорит, что была у батюшки и как он там себя чувствует: пришла в комнатку и все, а откуда – неизвестно. А другую девушку съедает зависть, она не выдерживает и пишет Батюшке записку: «Вот она ходит каждый день, а меня благословили - раз в месяц…»  Батюшка отвечает: «Чадо мое родное, что же Тебя так зависть заела? Где же Твоя сестринская любовь? Где же Твое Христианство? Радуйся и утешайся, что твоя духовная сестра в радости. Где же Твоя любовь ко мне, что лишний раз хочешь меня беспокоить? Твой Авва и духовник, иеросхимонах Самсон.»



28. Давно прошли мои роды и заветные 6 недель после родов. Теперь стал вопрос о предохранении или не предохранении. Как же это тяжело. Я не против детей, нет. Я хочу детей еще. Но не представляю, что буду делать, забеременев сейчас. Мало места, денег тоже мало, мама моя вообще не поймет. Но это все ерунда. Главное - как же я молоком буду кормить этого малыша. Как мне трудно положиться на волю Господа. Говорят, есть молитва-просьба не давать детей. Но я не могу просить Бога не давать детей. Дети - это счастье. Столько женщин не могут забеременеть, а я буду отвергать такой дар. Вообще не факт, что забеременею. Но каждый раз  думаю об этом. Голова кругом. Малышу 2 мес, старшенькой 2.5 года. Я запуталась. Конечно, любой батюшка скажет, не предохранятся... Муж говорит - как скажешь, так будет. А я не знаю...

Ответ на этот вопрос не может строиться на мнении отдельно взятого человека. В то же время Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, содержат в себе положения, на которые следует опираться при разрешении этой проблемы:
«XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».

 

27. Почему в Церкви наблюдается дискриминация женщин? Например, женщина не может входить в алтарь.

Святой Апостол Павел говорит, что «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Поэтому даже с точки зрения Священного Писания в Церкви не существует никакой дискриминации женщин. В алтарь действительно заходят только лица мужского пола, и это видимо, имеет причину в том, что первым согрешил не Адам, а Ева, да и физическое состояние не позволяет женщине быть в алтаре. Хотя из этого правила существуют исключения, например, монахини в преклонном возрасте могут заходить в алтарь. Кроме того, есть правило Церковного благочиния, которое предписывает в храме стоять раздельно женщинам от мужчин, так же и причащаться – в первую очередь грудным младенцам, затем детям, мужчинам и последними – женщинам. Но связано это скорее не с тем, что кто-то чище, а кто-то грязнее, а с той традицией, что Церковь является образом Ноева ковчега, а в Ноевом ковчеге мужчины от женщин жили раздельно. Лишь Хам позволял себе проникать в комнату своей супруги, от чего вскоре родился первый человек – Ханаан. Поэтому и здесь такое предписание связано не просто с каким-то намерением ущемить, а с благочестивой церковной дисциплиной и традицией.



26. Является ли слово «блин» сквернословием?

Мне кажется, что так широко используемое слово «блин» является не просто детской наивной шалостью или языковым паразитом, оно действительно является сквернословием. Достаточно вспомнить историю появления этого слова. Оно возникло как альтернатива другому скверному слову и употреблялось в тех случаях, когда невозможно было открыто выражаться тем самым скверным словом. Возникнув, это слово вошло в повсеместное употребление, но, по сути, оно и осталось тем скверным словом, из которого возникло. Кстати, в современном обществе стало возникать еще множество слов, которые как бы не являются скверными, но в то же время, называя эти слова, каждый понимает, о каком скверном слове идет речь. Поэтому и  употребление этих слов абсолютно не может быть приемлемым.

25. Что делать, если одинокая женщина решила родить ребенка «для себя»?

Возникает вопрос: что должна сделать одинокая женщина, чтобы у нее родился ребенок? Что ей для этого необходимо сделать? Прочитать книгу? Переклеить обои? Купить мягкую мебель? Конечно же, нет. Ей необходимо будет совершить тяжелейший грех. В Священном Писании есть очень жесткие слова, к которым стоило бы прислушаться: «Дети грешников бывают дети отвратительные» (Кн.Сир.41:8).  Во всех случаях, когда мне приходилось встречать подобных женщин, становилось очевидным, что невозможно построить счастье на грехе. В лучшем случае страдали матери (онкологические заболевания, нервные срывы, апатия), в худшем случае страдали дети (болезни головного мозга, ДЦП и т.п.). Поэтому в случае нежелания одиночества самый надежный и простой способ – усыновить или удочерить ребенка.



25. Что лучше установить на могилке деревянный крест или мраморный памятник?

Наверное, это парадокс, но деревянный крест обходится дороже, чем мраморный памятник. Ведь устанавливая мраморное изваяние, родные уверены, что это первое и последнее вкладывание средств «в эту проблему». Мало того, мраморный памятник не требует ухода, лишь раз в год необходимо усилие, чтобы протереть его тряпкой. Крест надо менять каждые 3-4 года, за ним нужен уход, его надо покрывать лаком, а нижнюю часть осмаливать. И поэтому крест и на кладбище является тихим свидетелем нашего отношения к сроднику.



24. Можно ли в пост кушать соевые колбасу, молоко, сыр, творог?

Как к этому относились наши предки? У Шмелёва описывается изготовление миндального молока; ели наши предки бисквиты из картофельной муки, гороховые колбасы и другое. Соевые продукты отличаются от дореволюционных тем, что они заправлены искусственными добавками, ароматизаторами, кстати, тоже постными. И хотя на продуктах не пишут, что «ароматизаторы», т.е. «запахи», постные, но слова «идентичные натуральным» подразумевают именно это: ничего натурального – одна химия. Получается, что мы согрешаем обонянием, если вкушаем эту колбасу, но с другой стороны – разве мы согрешаем обонянием, если мы нюхаем не колбасу, а ее химический заменитель? Если идти по такому пути, то тогда получается, что и думать о колбасе нельзя. Преподобный Иоанн Лествичник учит нас, что простота лучше тонкого разбирательства. Поэтому на такие вещи надо смотреть проще, по слову преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто - там Ангелов  со сто, а где мудрено – там ни одного.»



23. Как следует относиться к личности Г.Распутина в свете столь противоречивых мнений и воспоминаний о нем?


По поводу личности Григория Ефимовича Распутина существуют разные версии. Озвучивать их все, думаю, нет смысла, я лишь могу пояснить свой взгляд на эту личность. Но мое мнение основывается на взгляде святых царственных страстотерпцев. А как относились к нему святые царственные мученики? Чтобы понять, как они относились, надо, наверное, сделать несколько ремарок:
А) Во время тяжелых приступов гемофилии царевича Алексея его молитвы реально помогали.
Б) Отношение к нему святых царственных страстотерпцев складывалось не как к святому, а как к простому крестьянину, с детской искренностью обращавшемуся к Богу.
В) После трагической гибели Распутина святые царственные мученики посчитали необходимым присутствовать лично на чине погребения.
Г) В письмах и документах царской семьи Распутин характеризуется только с доброй стороны.
Отсюда вывод: человек, приближенный к императору всегда будет вызывать чувство зависти, и поклепы и клевета на него никогда не будут прекращаться. Представьте себе такую картину: директор завода выделяет из коллектива одного сотрудника, и за его трудоспособность поощряет его постоянной премией. Как к этому отнесутся другие сотрудники предприятия? Не думаю, что они порадуются. Скорее всего, будут ставить подножки. Если на маленьком предприятии такое возможно, то что говорить об огромной империи, где каждый малозаметный князь или барон считал себя достойным быть приближенным к императору, а по-настоящему достойным оказался только деревенский мужик.
Единственно, что вызывает трудность и смущение многих людей, так это то, что о Г.Ф. Распутине отрицательно отзывались такие высоконравственные персоны, как Евгений Сергеич Боткин и Татьяна Евгеньевна Боткина-Мельник. Но и здесь ситуация проясняется тем, что любой врач, медик, каковым был Евгений Сергеевич Боткин, всегда против «нетрадиционных»  методов лечения. Врачи более уповают на лекарства, а уже потом на молитву. А Распутин жил другими принципами, он уповал на молитву, а уже потом на лекарства. И в этом была их непохожесть. А Татьяна Евгеньевна – дочь Евгения Сергеевича – естественно, восприняла такое же мнение от своего отца.
Кроме того, большую роль в отрицательном образе Распутина сыграло и постоянное давление СМИ, которые пытались изобразить эту личность только в темных красках. Но, видимо, под давлением внешнего мира даже такая благостная душа, какая была у Григория Ефимовича, не выдержала, и произошло падение. Кого в  этом винить? Самого Распутина? Который находилось под непрестанным «обстрелом» всего общества, общество, которое его ненавидело, или еще кого-то? Думаю, что винить не стоит никого. Лучше всего поступить так, как поступили царственные страстотерпцы – они стояли с благоговейным видом около его растерзанного тела, видели в нем человека, безгранично преданного своему монарху, «Царю-Батюшке», как он говорил.

 

22. Что означают слова из панихиды «вечная память»?

Конечно, эти слова нельзя отнести к вечной памяти на земле, потому что вряд ли эта вечная память здесь возможна. Тогда о чем же молится Церковь? И почему она настаивает на том, что память должна быть не столетней и не тысячелетней, а именно вечной? В этой молитве отображается Евангельский отрывок, произошедший с Апостолами после их возвращения с проповеди. Ученики Христовы возвратились ко Господу: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.» (Лк.10:17). На это Спаситель ответил: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.» (Лк.10:19-20).  В этих словах Господь четко и ясно определил, в чем настоящая радость каждого православного христианина - «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», - вот именно об этой радости, о вечной радости на Небесах говорится в этой молитве. Там, на Небесах всё вечно и, если имя усопшего  будет «написано на небесах», то это будет настоящая, вечная, непрекращающаяся память о нём.



21.Почему сребролюбие именуется у святого Апостола Павла корнем всех зол? («Корень бо всем злым сребролюбие есть» (1 Тим. 6, 10)

Меня тоже всегда интересовал этот вопрос. Почему, согласно Слову Божию, корнем всех зол называется не гордыня и не гнев, или какая-нибудь другая страсть, а именно сребролюбие. Я долгое время не мог найти ответ на этот вопрос. Это было совершенно непонятно, тем более, что в сребролюбии вообще редко, кто исповедуется, в основном называют какие-нибудь другие грехи, а сребролюбие не называют только потому, что время от времени ненужную мелочь подбрасывают нищим (чтоб в кармане не звенело). А тут как гром среди ясного неба слова Апостола Павла: «Корень бо всем злым сребролюбие есть».

И только в последнее время картина стала проясняться. Оказывается, что сребролюбие – это не просто грех, это религия, это вера во власть денег. И сребролюбцем является не тот, кто подает или не подает милостыню, а сребролюбцем является тот, кто верит, что от количества денег в кошельке зависит его жизнь. Такая вера не дает верить в Бога, закрывает глаза на реальные вещи. Сребролюбец, который верит в деньги, вернее, в их необходимость, доходит иногда до маразма (о маразме читайте чуть ниже). Сребролюбец забывает, что всё самое главное и основное Господь дал ему бесплатно: разум в голове, солнце на небе, бьющееся сердце, глаза, кстати говоря, с «цветным изображением», но люди продолжают верить в бумажки и верят в них настолько сильно, что порой эта вера коверкает всю их жизнь. Оглянитесь и посмотрите, сколько вокруг вас таких людей, которые, как кажется, имеют всё, а на самом деле ничего не имеют. По-сути дела, чем больше человек верит в деньги, тем меньше он верит в Бога, да сребролюбцу и не до Бога, он днем и ночью трудится и выезжает из государства не больше, чем на два дня, а потом срочно возвращается, потому что деньги требуют постоянной службы. Сребролюбие отражается не только на взаимоотношениях с Богом, но и на всем остальном. В семье у сребролюбца дети – беспризорники: мама с папой зарабатывают, а детей воспитывает чужая тетя или улица. На  фоне сребролюбия возникают постоянные конфликт в семейной жизни, например, жена хочет в Куршавель, а муж на Канарские острова. И, по сути дела, сребролюбие отражается на всех сторонах жизни человека. Поэтому в действительности является корнем всех зол.

Приведу пример. В храме стоит высокий молодой человек и ждет священника на отпевание. Мы садимся в дорогую машину и едем в элитный район Актюбинска, чтобы отпеть его маму. Вместе с ним заходим в дом, я  оглядываюсь по сторонам, не могу найти гроб, с удивлением смотрю на молодого человека и спрашиваю: «А где покойник?» На что он отвечает: «Пойдемте, пойдемте». Он ведет меня по зигзагообразным лестницам на верхние этажи, доходим до спальни и, указывая на большую двуспальную кровать, показывает на лежащую мать. Вид был странный: достаточно молодая женщина в ночной сорочке, слегка прикрытая одеялом, с распущенными волосами лежала на смертном одре. Я с удивлением посмотрел на мужчину и задал вопрос: «Когда Вы будете хоронить ее?». Он ответил: «Как когда? Сегодня, до захода солнца». «Хорошо, - говорю я, –  когда она умерла?» «Только что, - говорит он, – мы даже не успели обмыть.» Тогда я задал свой последний вопрос: «А почему такая спешка?» На что молодой человек ответил: «А зачем резину тянуть? У меня работа и совершенно нет времени сидеть около гроба. Мне кажется, что тянут по три дня  те, кому это интересно, а мне это совершенно не интересно, и мы постараемся за день уложиться».

Это было мое первое в жизни отпевание у кровати еще необмытого человека…

Но сребролюбие диктует свои условия, от него никуда не денешься. Поэтому, действительно, святым Апостолом Павлом точно замечено, что сребролюбие - корень всех зол. Портятся взаимоотношения с Богом, с семьей, с родителями. И само сребролюбие наносит непоправимый вред душе.

20. Я люблю детей больше мужа. Правильно ли это?

Конечно, нет. Во-первых, дети разбегутся, во-вторых, по степени родства муж Вам ближе, даже чем дети. Третье, наверное, будет самым главным, основным: я много раз сталкивался с такими семьями, где женщина после рождения детей «отталкивала» мужа и занималась исключительно своими детьми, а муж числился «домашней утварью». Как показывал опыт, в таком состоянии психология мужчины начинает срабатывать в сторону связей на стороне. Семья начинает рушиться и пользы от такой материнской любви нет абсолютно никакой. Потом, когда такие горе-женщины вспоминают о своих мужьях, бывает уже поздно…

19. Почему день рождения человека после его смерти является поминальным днем, ведь, скорее всего, поминать надо не в день рождения, а в день смерти?

Придите на кладбище и внимательно прочитайте, что написано на табличке под ф.и.о. Там две даты – дата рождения и дата смерти. Эти две даты напоминают нам не просто об усопшем, а о том, что в эти дни необходимо усилить молитвы о нем. Да и для любящего человека разве есть такой день, когда не захочется поминать своего любимого. Я понимаю, конечно, что нас учили по-другому, что «экономика должна быть экономной», что от постоянной милостыни ради усопшего можно разориться, но все-таки такие принципы не только не христианские, но и эгоистичные. Христианство же требует молиться и поминать усопшего не только в день рождения и смерти, но и каждый день.

18. Как Вы относитесь к событиям, происходившим в нашем городе, когда был взят под стражу и приговорен к 6 годам начальник ГУВД?

Ответ на вопрос об отношении к этому факту дал суд, вынесший приговор, и наше дело не обсуждать его решения, а исполнять. Что же касается вообще вопроса правоохранительных органов, то надо сказать, что вся система находится в очень шатком состоянии, и не потому, что государство мало оплачивает труд сотрудников правоохранительных органов, а скорее потому, что в полицейских училищах, институтах, академиях готовят не защитника правопорядка, а бетменов в погонах. Хорошо, когда полицейского обучают стрельбе, занимаются физподготовкой, заставляют зубрить Уголовный Кодекс, но еще лучше, если его научат человечности, добру, помощи слабым. Ведь зачастую многие студенты, вышедшие из полицейских ВУЗов, ассоциируют себя не со словом человек, а с грубым словом «мент», забывая о том, что их главная профессия «не ментовское дело», а быть человеком.

Господь сподобил меня жить недалеко от опорного пункта милиции (правда это было уже почти 10 лет назад), и тогда мной было замечено, что преступники чувствуют себя вольготнее и увереннее, когда они находятся под прикрытием милиции, поэтому наркоманы в наших подъездах тогда кололись ежечасно – чего им бояться? Этому не учат защитников правопорядка, но мы сейчас скажем об этом. Подавляющее большинство казахстанцев смотрит на человека в погонах, как на представителя власти, и все его действия приписывают власти, поэтому и каждый человек, взявший на себя смелость одеть пагоны, должен понимать, что с этой минуты он уже не вольная птица, а человек, порочащий власть или поднимающий ее имидж.

 

протоиерей Димитрий Соловьёв г. Актобе.

< назад