«Смысл и предназначение семьи»
Создание семьи – земное чудо, осуществляемое по благословению Божиему, еще самая первая Книга Библии свидетельствует о браке, как об особой заповеди, данной человеку: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт.3:24). Здесь надо заметить, что богословы расходятся во мнении, кому принадлежат эти слова – Богу или Адаму. Но, исходя из того, что у Адама не было ни отца, ни матери в нашем понимании этих лиц, то эти слова можно отнести к Божественному установлению. А вот авторство слов, стоящих строчкой выше, Библия относит Адаму: «И сказал человек вот эта кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт.3:23) (кстати, в еврейском тексте эти слова звучат в стихотворной форме, и видимо они являются первым на земле стихотворением, при этом посвященным женщине).
Есть такая шутка, что Бог создал жену для Адама именно из той кости, где отсутствует мозг, но на самом деле Бог создает жену из того «материала», который ближе всего к сердцу мужчины. Мало того, жена создана не из праха земнаго, а в отличие от мужчины, из более совершенного материала – из человеческой плоти. Кроме того, только Ева – райское создание, только она была создана в саду Эдемском после того, как Адам был в него поселен. В раю появилась первая семья, созданная и благословенная Самим Богом. С того момента, как учит нас традиция Христовой Церкви, прошло уже более 7,5 тысяч лет. Менялись поколения, царства, падали империи, уходили в небытие цивилизации, но семья оставалась. Оставалась на такой же твердой основе, как солнце, луна, свет, зиждущиеся на Заповеди Божией. Но именно это Божественное установление, Божественная Заповедь по особому не давала покоя врагу рода человеческого – диаволу. Наверное, со времен грехопадения диавол объявил войну святости и нерасторжимости брака. В этой войне не стреляли пушки, не свистела картечь, была лишь линия фронта, которая, по меткому слову Ф.М.Достоевского, проходила «по сердцу человеческому», а я наберусь смелости прибавить: и по семьям человеческим, по семейным ценностям и нравственным устоям. Сегодня это Божественное установление подвергается откровенным и скрытым нападкам с помощью культа разврата, подавления нравственных устоев у молодежи, программ телевидения, прессы и многого-многого другого.
Наглядных примеров этому мы видим множество, один из последних – законодательный запрет в некоторых государствах Запада употреблять термины «отец» и «мать», якобы для того, чтобы не обидеть представителей однополых браков, заменив их терминами «родитель №1» и «родитель №2». Свои удары по семье наносит ювенальная юстиция, валеология и многое-многое другое, так откровенно раскрученное в современном обществе. Наверное, почти каждая семейная пара, не обязательно многодетная, может рассказать, как эта война происходит. Например, молодая мама ожидает рождения первенца. Проходит, согласно медицинским предписаниям, так называемый анализ на уродство плода или на болезнь Дауна, и почти сразу же сталкивается с твердым, но чаще всего совсем необоснованным приговором врача о наличии патологии. Невоцерковленная или маловоцерковленная женщина, не разобравшись в сути проблемы и не осознавая начавшейся против ее семьи войны, свершает первый аборт. И вот первый удар нанесен, первая трагедия в семье состоялась, первый ребенок был жестоко убит. Бывают и другие способы борьбы, если можно так выразиться, более легкие. Например, когда многодетная мама заходит с пятью детьми в переполненный автобус, ей принципиально никто не уступает место, а все пассажиры стараются отвернуться от нее в противоположную сторону. Или в очереди к кассе, при выходе из супермаркета, женщина с маленьким ребенком и коробкой молока просит пропустить ее без очереди, на что разъяренная очередь, видимо тех, кто уже расправился со своими детьми, начинает судорожно кричать: «Нарожали тут!..». И таких примеров можно привести море. И чем больше их приводишь себе на память, тем ясней начинаешь понимать, почему у нас такой огромный процент разводов, почему браки распадаются, а малыши становятся заложниками семейных проблем.
Как-то мы решили провести опрос молодых людей, посещающих храм, на тему «В чем цель брака?». Ответы были самые разные, приведу лишь самые распространенные. Некоторые отвечали, что целью брака является рождение детей. Но разве пары, несущие крест бездетности, неполноценные? - парировал я, - и неужели только дети являются основой брака? Конечно же, нет. Полноценным браком является и многодетный и бездетный брак, ведь даже по утверждению генеологии между родителями и детьми существует первая степень родства. А между мужем и женой степени родства не существует – это больше, чем просто родственники, эта связь выше, чем та, что существует между родителями и детьми. Да и в то же время надо понимать, что дети - временные гости в каждой семье, которые побудут-побудут и разбегутся.
Кто-то из респондентов отвечал, что цель брака – это стремление к взаимной радости. Тогда я возражал: хорошо, а если в браке не найдется повода для радости, например, тяжелая болезнь супруга, которая на долгое время сведет его к одру болезни. Или какая-то другая тяжелая проблема, которая ляжет тяжким беременем на супругов, и не даст им даже подумать о радости, например из-за нехватки финансовых средств или врожденной болезни детей. Неужели в этом случае семь будет неполноценной? Другой интервьюированный сказал, что цель брака – это целомудрие. И когда я попросил пояснить, он ответил, что цель брака – не дать разжигаться плоти. Наверное, это утверждение можно отнести к одному из атрибутов брака, причем, не основному, на который, кстати, указывает Апостол Павел: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену" (1Кор.7:2). Но здесь надо понимать, что Апостол Павел говорил о земном восприятии брака, сам же брак дан человеку в раю, когда блуда еще не существовало.
Что же в действительности может считаться целью и основой брачного союза? И что в действительности является целью каждой семьи? Из чего состоит фундамент и основа семейной жизни?
Наверное, ни для кого не секрет, что в среде светских и околоцерковных людей существует четкое мнение, что жениться надо по любви. Но, к сожалению, по любви женятся редко, в основном женятся или влюбляются по влюбленности. Влюбляются «в кожу», причем в ее верхние слои: влюбляются в глаза, в красивые волосы, в остроумие. Редко бывает так, что влюбляются в характер, еще реже – в разум, а уж совсем редко – в качество души. Но эта же самая влюбленность может стать той самой искрой, из которой разгорится пламя настоящей любви. Каждый час, каждый день, каждый год совместной жизни должны стать ступенью к возогреванию такой настоящей жертвенной любви друг к другу. Каждая жизненная ситуация, каждая проблема, преодолеваемая вместе, каждое радостное событие, переживаемое также бок о бок, являются тем самым Божественным промыслом, который должен все более и более укреплять любовь в семье. Но меня могут спросить: «А что Вы подразумеваете под словом «любовь»? Я бы ответил, наверное, неординарно, ответил не формулой, а сердцем: любовь – это благоговение перед тем, кого любишь, любовь – это когда не смотришь «на кожу», на характер, а когда благоговеешь перед святыней – мужем или женой, которого тебе доверил Господь. Кстати, именно отсюда возникает четкое осознание заповеди «не прелюбодействуй». Если ты смотришь на свою супругу, как на святыню, доверенную тебе Самим Христом, то как ты можешь покуситься на святыню, которая принадлежит другому человеку? И вот когда такое чувство возникнет в душе человека, а оно возникает не сразу, а со временем, семейная жизнь становится совсем другой. При влюбленности каждый добивался своих прав в семье, что по-сути дела являлось простым эгоизмом, а при любви наоборот – ищешь не своих прав, а жертвуешь собой ради своей второй половиночки. И апогей этой любви должен быть не в день свадьбы, а где-то далеко-далеко в глубокой старости.
Еще задолго до прославления святых царственных страстотерпцев я со своей будущей супругой для благословения на венчание посетил духовника Рыльского Николаевского монастыря архимандрита Ипполита (Халина), долгое время подвизавшегося на Святой Горе Афон. Отец Ипполит совсем неожиданно благословил нас иконой святых царственных страстотерпцев, которые на тот момент еще не были прославлены Церковью, и благословил называть наших детей по именам святых царственных страстотерпцев. Тогда все было как-то непонятно и лишь позже, когда стали рождаться детки - Николай, Александра, Алексей, Мария, Анастасия – постепенно мы стали осознавать, что домашняя церковь последнего Государя Николая Александровича была воистину примером возрастания в любви. Царь и Царица старались беречь это чувство – любовь, и, кроме того, они старались его воз-де-лы-вать. Не так, как происходит сейчас: чуть случатся в семье какие-то трудности, люди махнут друг на друга рукой и разбегаются в разные стороны… Если вникнуть в то, что писала Царица Александра, можно увидеть и понять многое, не забывая при этом, что это были реальные люди, жившие совсем недавно. Она пишет: «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»; «Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом – это место тепла и нежности».
И вот так они жили, так понимали семейную жизнь – «место тепла и нежности», очень бережного отношения друг к другу. Удивительная гармония взаимоотношений, удивительное духовное возрастание, удивительное спокойствие перед страшным крестоношением и самим Крестом. Эта семья была объединена одним чувством, поэтому естественно, не могло быть и речи о ропоте, взаимных упреках, тоске о прошлом – этого просто не существовало. Если бы что-то из этого было, большевики бы не поленились использовать это в пропаганде против царственных мучеников, но была лишь счастливая семья, даже тогда, когда казалось бы невозможно быть счастливыми. В заточении святые царственные страстотерпцы являют настолько высокий духовный подъем, настолько великую любовь, что даже большевики, осознавая это, пытались, как можно чаще менять надзирателей, попадающих под воздействие красоты этой семьи, быстро претворяющейся в людей. Их единство и кротость делали окружающих людей другими, иногда совершенно другими. Вот именно поэтому прямо перед казнью большевики заменили охрану, для того чтобы она не успела изменить свой «звериный нрав».
Вряд ли можно найти еще одну такую семью, где к лику святых причислена вся домашняя церковь. Мы знаем святых, у которых просияли святостью родители, но братья и сестры не были в лике святых, у некоторых не был прославлен отец и т.д., у святых же страстотерпцев в лике святых прославлены отец, мать и все дети. На примере этой домашней церкви можно учиться основам любви, эти уроки любви можно брать, и когда еще нет детей, и когда появился первый ребенок, и когда семья стала многодетной, и когда в семье один из детей болен, и когда семью постигли серьезные испытания.
В традиции толкования святыми отцами Священного Писания на один и тот же текст могут быть разносторонние толкования, не разные по духу, но именно разносторонние по степени раскрытия заложенных в них духовных истин. Например, слова из Священного Писания «и будут двое одна плоть» можно понять как в прямом, так и в переносном смысле. В прямом смысле они касаются человеческого тела, а в переносном смысле – они могут касаться единства человеческих душ – абсолютное духовное единение двух любящих сердец. И хотя, может быть, кто-то скажет, что речь идет именно о плоти, многие святые отцы, например преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Макарий Великий, святитель Игнатий (Брянчанинов) и другие, настаивают на том, что в точном смысле слова духом может называться только Бог, а всё остальное называется духом бесплотным, невещественным по отношению к грубому вещественному миру, но отнюдь не по отношению к Богу. Только Бога мы можем назвать вполне Духом, всё остальное – плоть, хотя быть может и аморфная, и невещественная, и одухотворенная, но всё-таки по отношению к Богу всё равно плоть. Поэтому и слова «и будут двое одна плоть», согласно святым отцам, можно воспринимать как единение душ. Но это единение возникает не на влюбленности, влюбленность не позволяет любить душу человека, влюбленность концентрирует внимание на внешнем, а для того, чтобы в браке добиться единения необходимо, конечно, возрастить влюбленность в настоящую любовь. Думаю, что взращивание любви является целью брака.
Особо хотелось бы сказать о необходимости рождения в браке именно столько детей, сколько дает Бог. Нам пытаются через массмедиа навязать установку, что многодетные семьи всегда проблемные: пустой холодильник, нищенское существование, грязные и оборванные дети, пьяные родители и т.д. Но я берусь сегодня утверждать: все эти стереотипы, хотя и взяты из реальной жизни, но являются скорее исключением, чем правилом. Да, это существует, но этого так мало, что об этом не стоит и говорить. На самом деле гораздо больше многодетных семей, из которых вышли великие люди или просто добропорядочные, честные христиане. Таких много и таких больше, но о них не говорят и не пишут в газетах, ведь освещение подобного прямо противоречит заказу общества, которое не способно принять многодетность. Есть разные причины малодетности, озвучу некоторые: «мне жалко тарелку супа на своего ребенка», «мой ребенок может претендовать на мою жилпощадь», «он не позволит мне построить карьеру», «я люблю смотреть по вечерам кино, а он будет мне мешать, и вообще выгодней завести собаку – с ней меньше проблем, и самое главное меньше затрат» и т.п. На собственном опыте я могу свидетельствовать о том, что с рождением каждого ребенка приходит особая помощь Божия. На каждого ребенка Господь посылает дополнительные квадратные метры жилплощади, здоровье и благословение родителям, находятся люди, которые начинают помогать многодетной семье. И самое интересное, что чем больше детей, тем больше таких людей. Кстати, в нашей епархии такую помощь мы пытаемся оказывать на всех ступенях епархиальной жизни. Многодетным клирикам по благословению его Высокопреосвящества Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Уральского и Актюбинского выплачиваются дополнительные финансовые средства. Епархиальная комиссия по благотворительности и социальному служению оказывает помощь семьям в особо острых и проблемных ситуациях, а приходы в свою очередь помогают не только своим постоянным многодетным прихожанам, но и тем, кто просто обращается за помощью.
Причин отвержения многодетности и деторождения вообще много, но все-таки основная причина будет одна – страшный внутренний эгоизм, неспособный одаривать любовью не только ближнего, но и своего родного ребенка. Конечно, в этом смысле слова понятие «любовь» уже полностью устарело, под любовью понимают хоть что, только не самопожертвование. Но смысл и ценность брака именно во взаимной любви, которая является цементом, который не позволяет разрушиться семейному дому.
И в заключении я хотел бы привести две шкалы ценности: первая шкала ценности самого замороченного эгоиста на свете, а вторая – любящего отца. Для эгоиста ценно поваляться с бутылкой пива около телевизора, а по субботам обязательно в бане и с друзьями, хорошая зарплата, крутая машина, квартира со всеми сверхудобствами, за городом обустроенная дача, поездка в худшем случае Египет, в лучшем - на Мальдивы. Шкала ценностей любящего отца: подготовка подарков детям на Новый год, непреодолимое желание вкусить в доме запах зеленой красавицы (ёлочки), озорные детские глазки, поцелуй перед сном, вечерний выезд на каток, а летом – на природу. Понятно, что эти люди мыслят абсолютно разными категориями, понятно, что первый индивидуум будет идти по головам не только людей, но и собственной жены, для того, чтобы добиваться все больших и больших удовольствий. Человек, принадлежащий ко второй группе, наоборот, вопреки удовольствиям, иногда даже вопреки собственной усталости будет добиваться счастья своей семьи и благополучия своих детей.
Завершая свое выступление, предлагаю для решения вопросов, поднимаемых на сегодняшней конференции, принять следующие возможные меры и действия:
- проповедование верных ориентиров для создания христианской семьи в современных условиях на известных примерах христианской истории и житиях святых;
- проводение обязательных курсов бесед для лиц, желающих вступить в брак (по-возможности выйти с предложением о совместной работе в данном направлении с органами ЗАГС);
- создание организационных основ в приемлемых для прихода формах для реализации системы подготовки прихожан к ответственному родительству, предупреждению социального сиротства и разрушения семьи;
- создание школы христианской семьи и семейных центров по оказанию социальной, психологической, юридической, педагогической помощи семьям при приходах;
- разработка и распространение специальных буклетов и методических пособий об основах христианской семьи и брака;
- создание страничек христианской семьи на Интернет-сайтах приходов;
- совместно с органами образования рассмотреть возможность организации встреч, бесед со школьниками в старших классах школ, на которых освещать основы христианского брака и взаимоотношений в семье;
- совместно с компетентными государственными органами, общественными организациями способствовать недопущению распространения в средствах массовой информации, в размещаемых рекламных материалах, полиграфических изданиях, произведениях искусства образов и идеалов, влекущих подрыв христианских основ семьи и брака;
- выступить с инициативой совместной работы с органами образования и здравоохранения, общественными организациями по проведению мероприятий в различных формах по проблеме абортов.
И в заключении хочу сказать, что сегодня этот доклад Господь сподобил меня представить не только в Праздник Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, но и в таком, поистине символичном месте, как град Алматы, ведь именно он имеет покровителями святых мучениц Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию, которые тоже являются маленькой домашней Церковью, соединенной тремя добродетелями. Когда-то в наших актюбинских краях нес бремя ссылки будущий старец, а тогда просто ссыльный этапированный архимандрит отец Исаакий (Виноградов), позже, по благословению святителя Николая Алматинского он нес свое послушание здесь, в этих благодатных крах. Ему принадлежат замечательные стихотворные строки, в которых так мудро и точно раскрывается понятие любви, и именно ими мне хотелось бы резюмировать мое выступление:
Однажды красавица мне говорила
О том, что такое любить:
"Любить - это падать, и в этом паденье
Другого с собой захватить".
Такую любовь я не знал и не знаю,
И знать не могу, не хочу.
Иную мечту о Любви в своём сердце
Я светом надежд золочу.
Любить - самому в высоту подниматься
Тернистою, узкой тропой.
Любить - это в райские двери стучаться,
Другого ведя за собой.
Протоиерей Димитрий Соловьёв,
настоятель храма святого князя Владимира г.Актобе