Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Антоний , архиепископ Уральский и Гурьевский совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Михаила Архангела г. Уральска. Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора.
Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, о званых и избранных
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего.
Мф. 22, 2
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Неслыханной кажется дерзость человеческая, о которой поведал Спаситель в притче о брачном пире. Владыка, царь созывает знатных подданных на свое празднество, а они отнекиваются: один занялся торговлей и подсчитывает барыши, другой возится с домашней скотиной, третий недавно женился и сидит с молодой женой – всем некогда. Царь вновь посылает звать этих людей на пир, но те снова уклоняются от приглашения, более того – оскорбляют и убивают гонцов царских. Тогда владыка, разгневавшись, карает этих преступников, а на пир собирает всех встречных на распутьях и дорогах. И только тогда пиршественная зала наполняется гостями.
Под царем в евангельской притче подразумевается Царь Небесный, Бог Всевышний. Это Он созывал людей на пресветлый праздник в Свое Горнее Царство. Но те, к кому прежде всех был обращен этот призыв, – первосвященники и законники иудейские, которым было вверено ветхозаветное Откровение, остались глухи к зову
Владыки. Вседержитель послал на землю Сына Своего, чтобы вознести людей в Небесный Иерусалим, а эти гордые фарисеи были заняты только земным. Земных богатств, земного царства ждали они от Бога, потому и не узнали Сына Божия в смиренном Иисусе Христе.
Не знатные и ученые, а простые люди, не кичливые законники, а раскаявшиеся грешники последовали за Спасителем. Так начала заполняться пиршественная зала Горнего Царства.
Отец Небесный зовет всех на брачный пир Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа со Святой Церковью Христовой. Мы с вами, возлюбленные братья и сестры, считаемся членами этой Церкви, мы как будто услышали глас Господень, призывающий на светозарное брачное торжество. Но действительно ли о небесном все наши помыслы? Не отказываемся ли мы в сердцах своих следовать благодатному зову Божию?
Если пригласит нас в гости земной начальник, от которого зависит наше мирское благополучие, вряд ли кто-то скажет в ответ: «Извини, мне недосуг». Нет, мы готовы со всех ног бежать на такой зов, позабыв семейные и прочие заботы. А когда зовет нас Царь Небесный? Когда нужно пойти в храм Божий, стать на молитву, сделать доброе дело? Какие только причины мы ни находим, чтобы заглушить в себе этот благодатный зов, сколько неотложных забот и работ ни изыскиваем себе – и уподобляемся нечестивцам из евангельской притчи, отвергшим приглашение царское.
А ведь как ничтожны и суетны наши постоянные заботы о земном. «Тени и колесу подобны житейские скорби и радости, потому что непостоянны, как тень, и вертят, как колесо», – говорит преподобный Нил Синайский. И ради погони за этой тенью, ради верчения в этом колесе мы забываем и о вечном блаженстве, к которому призваны, и о вечных муках, в которые будем ввергнуты, если не опомнимся.
Да, глухи мы бываем к зову Господню, зато порой очень прислушиваемся к лукавым призывам иного рода.
Когда в православном храме выносится для чтения Евангелие, верующие опускаются на колени, ибо знают: это входит Сам Господь наш Иисус Христос, желающий беседовать с нами через слово Священного Писания.
В наших домах тоже есть Евангелия, и здесь Спаситель ждет нас для беседы. Но в часы досуга в наших руках часто оказывается не Священное Писание, не творения святых отцов, не духовная литература, а ничтожные книжонки, наполненные описаниями блудных соблазнов и насилия. А в вечерние часы, когда благочестивые люди молитвенно предстоят перед Господом, мы порой не отрываемся от экрана телевизора, на котором подчас происходит такое, о чем и говорить непристойно. Пойти в храм Божий кажется нам тяжело, но зато как охотно отправляемся мы туда, где льется спиртное, где звучат соблазнительные речи и слышатся кощунственные шутки. Так, отрицаясь Милосердного Господа, мы следуем льстивым призывам человекоубийцы-диавола.
Грозным предостережением всем нам звучат слова святителя Иоанна Златоуста: «Нераскаянный христианин будет судим гораздо строже язычника. Не столько хулится Бог нечистою жизнью язычника, сколько развращением христианина».
Порой в уличной толпе нам случается видеть какого-нибудь забулдыгу, который только что спьяну вывалялся в грязи, но вот поднялся и бредет, пошатываясь, задевая плечом прохожих. С какой брезгливостью мы смотрим на него, как тщательно сторонимся, чтобы он не запачкал нашу одежду.
Но ведь мы сами во всем подобны этому несчастному, если не гораздо хуже его. Одежды наших душ замараны смрадной грязью страстей и похотей. Опьяненные сивухой удовольствий, шатаясь под ветрами соблазнов, поминутно падая в лужи смертных грехов, мы бредем к пропасти геенской. Горе нам, если не успеем протрезвиться, пока терпит наше беззаконие Милосердный Господь!
В евангельской притче о брачном пире рассказывается об ужасной участи человека, явившегося на это торжество в нечистой, непраздничной одежде: Царь... говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22, 12–13).
Так же поступит Правосудный Царь Небесный с теми, кто только называет себя христианами, но не облекается в светлые одежды христианских добродетелей. Страшно и думать об этом, возлюбленные братья и сестры!
А ведь дерзкий гость, позоривший брачный пир нечистым своим одеянием, еще мог спастись. «Друг», – так обращается к нему царь, несмотря на его нечистоту, и словно бы ждет ответа. Но он молчит. Мы знаем, что царь притчи – это Господь Милующий. И если бы грешник, осмелившийся явиться на пир веры во всей своей нечистоте, раскаялся, услышав слово обличения от Господа, он был бы прощен. Достаточно было бы ему, как благоразумному разбойнику на Голгофе, смиренно прошептать: Помяни мя, Господи, – и одежды его убелились бы, как снег, и принял бы он участие в Небесном пире. Но он молчал, коснея в своей грязи, и потому был извержен во тьму внешнюю.
Много званых, но мало избранных (Мф. 22, 14), – говорит Господь. Для спасения души недостаточно только принять Святое Крещение. Святитель Феофан Затворник пишет: «Что мы званые – это ясно, но верующие ли? Иной совсем не думает о вере, словно нет ее, иной кое-что ведает из нее, и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней; а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно ничего нет христианского. Ну а если ты веруешь – разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться то есть в срамную одежду души грехолюбивой».
Дорогие о Господе братья и сестры!
Пока Господь дает еще нам время для покаяния и исправления, рассмотрим пристальным взором при свете совести одежды душ наших и смоем с них грязные пятна греха и порока солью слез, щелоком исповеди, чистой влагой добрых дел. И тогда мы можем оказаться не только зваными, но и избранными на брачном пиру Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Христова объемлет нас (2 Кор. 5, 14). Аминь.