Год назад храмовый комплекс Никольского мужского монастыря, который находится на территории туберкулёзного санатория (Кумыска), передан в распоряжение Уральской епархии РПЦ. Здания не использовались несколько десятков лет и обветшали до крайности. Восстановительные работы только начинаются, но уже сегодня ясно, что они обойдутся гораздо дороже, чем строительство нового храма.
Уральским афоном Николаевский мужской монастырь назвал краевед Владимир Кутищев. Он уже семь лет изучает историю храма и связанные с ней события. Такая аналогия с известной всему миру Святой Горой не случайна. На живописном острове, окружённом изогнутым в виде подковы озером, высится горка, с которой открывается великолепный вид. Эту горку в незапамятные времена облюбовали монахи-отшельники: выкапывали себе пещеры, в глухих местах спасались одиночеством и молитвой. Летом они жили тем, что давала земля и озеро, а зимой выходили на пролегающий неподалёку самарский тракт, смиренно просили подаяние.
- Каменный храм на Сутягином острове построили в 1894 году, а до этого здесь был деревянная церковь во имя святителя Николая, и монастырские кельи, в которых жили монахи, - рассказывает Владимир Владимирович. – Церковь возвёл в 1862 году уральский купец Илларион Аржанов, с целью прекращения церковного раскола. В монастырь на Сутягином острове переселились монахи из Сергивского монастыря и Бударинского скита – они отошли от раскола и присоединились к официальной Русской православной церкви. В 1890 году случился пожар, деревянное здание церкви сгорело. Новое каменное здание построили на пожертвования людей буквально за четыре года. Такой короткий срок объясняется тем, что местный житель-пчеловод, выкапывая в горе помещения для зимовки пчёл, обнаружил там иноческие пещеры: келии с нишами для икон, а в них – старинные медные образа и вериги – свинцовые кресты и цепи, которые надевали монахи. Эта находка породила сильный религиозный всплеск, поэтому и средства собрали быстро, и храм строили с рвением. Монастырь существовал на проценты с депозита, который создали благодетели. Хорошим подспорьем был большой яблоневый сад. Монастырь был разорён в 1918 году – монахам просто не на что стало жить: Гражданская война разорила ближайшие поселения, а потом «царские» деньги заменили на советские. В 1923 году в храме разместили «Сельскохозяйственную колонию инвалидов имени Парижской коммуны». Новые хозяева стали скорее разорителями – по дошедшим до нас свидетельствам очевидцев, хозяйство быстро пришло в упадок. С 1926 года на территории храмового комплекса обосновался туберкулёзный санаторий, известный в народе под названием Кумыска. Перестройку произвели с чисто советским размахом: снесли кладбище, на его месте появились парк и спортплощадка. У храма снесли крышу с куполами, там долгое время был клуб.
Сведения о монастыре Владимир Кутищев собирал в архивах Оренбурга и Уральска, много информации получил из «Уральских войсковых ведомостей» и советских газет. Сам не раз бродил по окрестностям с металлоискателем – находки свидетельствовали о достаточно оживлённой хозяйственной деятельности в этой местности. Это и серебряная монета-«чешуйка» середины 17-го века, и старинные пуговицы-гирьки, монеты 18-19 веков, советские копейки… Шрапнельный стакан напомнил о Гражданской войне, пионерский значок 50-х годов – о советском детстве. Чудом сохранилось мраморное надгробие генерала Ивана Петровича Хорошхина – представителя известного в Уральске семейства общественных деятелей и меценатов. Материала набралось много, Владимир Кутищев систематизировал и опубликовал его в местных СМИ. Исторические исследования стали достоянием общественности, о храме заговорили. Возможно, всё это ускорило процесс передачи храма Уральской епархии.
«Мы начали с молитвы…»
Сегодня ответственными за ремонт храма, по благословению архиепископа Уральского и Актюбинского Антония, являются благочинный Приурального округа Владимир Гарасим и иеродиакон Вениамин (Хабибуллин). Они привезли нас на место событий – оценить масштаб предстоящих работ можно, только увидев всё своими глазами. Разрушающийся храм производит неизгладимое впечатление. Несмотря на ветхость, в его высоких окнах и архитектурных украшениях угадывается былое величие. Расчисткой помещений, вывозом строительного мусора занимаются казаки Уральской (Яицкой) казачьей общины под руководством атамана Сергея Павловича Иртикеева. Он и открыл нам двери верхний и нижний приделы, в отдельно стоящее здание колокольни. Двухэтажный храм как бы врос гору, причём с северо-запада виден только один, верхний, этаж. В нём располагался единоверческий Свято-Троицкий храм. Чтобы попасть в нижний православный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, нужно спуститься с горы. Внутренняя лестница, соединяющая эти помещения, была разрушена в советскую эпоху. Сейчас казаки сняли со стен штукатурку, вынесли накопившийся с годами мусор. В месте, где был алтарь, развесили иконы и зажгли лампаду.
- Здесь начались богослужения спустя сто лет после разорения монастыря. Восстановление храма мы начали с молитвы, - говорит о.Вениамин. – Причём это будет не просто ремонт. Наша цель – воссоздать первоначальный облик здания, ведь оно является национальным достоянием, официально признано как памятник архитектуры 19-го века. Вон, на табличке написано: «Охраняется государством». Для восстановительных работ мы привлекли экспертов - краеведов Владимира Кутищева и Рустама Вафеева. Рустам по профессии архитектор и к тому же хорошо знает способы и приёмы исторической постройки. Он специально приехал из Санкт-Петербурга, чтобы дать профессиональную оценку состояния здания, наметить первоначальный план восстановления, обозначить этапы реставрационных работ.
- На данный момент самой актуальной является проблема земли, - вступил в беседу о. Владимир. – Необходимо добиться и передачи земли, прилегающей к храму – чтобы могла подъехать техника, завезти стройматериалы. Местные власти идут нам навстречу, осталось уладить формальности по оформлению документов. Только после этого возможно будет вести масштабные строительные работы. Мы сделаем отдельный вход, поставим забор, чтобы на территорию не проникали посторонние. А пока храм находится во дворе санатория, руководство этого учреждения относится к нам с пониманием, разрешает пользоваться своими воротами – и мы искренне признательны за это!
- Какие главные работы нужно сделать, чтобы восстановить храм? Что запланировано на ближайшие месяцы?
- Рустам Вафеев как специалист-архитектор посоветовал нам первым делом укрепить фундамент и стены, произвести стяжку полов, провести мероприятия по гидроизоляции… В ближайший месяц нужно законсервировать здание на зиму: покрыть крышу, вставить окна, - отвечает о.Владимир Гарасим. – Нашёлся человек, который готов пожертвовать средства на ремонт крыши. Мы планируем восстановить её в первоначальном виде, с круглыми окнами-люкарнами, которые будут освещать купол. Люкарны сохранились, их мы обнаружили за перекрытиями, которые поставили в советское время. Установим луковки, кресты… Церковь является памятником истории, который охраняется государством – есть и соответствующая табличка на стене. Поэтому мы обязаны не просто произвести ремонт, а целиком восстановить историческое здание. На это нужны миллионы. Надеемся, что с Божьей помощью найдутся благотворители, и со временем Свято-Никольский монастырский комплекс возродится и откроется для верующих. Здесь, как и раньше, будет мужской монастырь. Как только обустроится здание, обязательно появятся и монахи, и послушники.
- У вас есть счёт, на который неравнодушные люди могут перечислять средства на строительные работы?
- Пока ещё нет, для этого нужно выполнить множество необходимых формальных процедур. Однако те, кто хочет участвовать в восстановлении монастыря, могут оставить пожертвования в любом храме города или области.
В перспективе…
Уральцы смогут приезжать на службы в восстановленный Свято-Никольский монастырь на автобусе по маршруту №16. Однако это дело будущего. А пока важно сохранить каменную кладку, которая в нижнем храме просто-напросто рассыпается в прах. «Сначала нужно высушить стены, а потом обработать их специальным раствором типа жидкого стекла, тогда ветхая кладка закаменеет, - говорит Владимир Кутищев. – Сейчас церковь ещё подлежит восстановлению, но через 10-20 лет было бы поздно…».
- Были ли знаки, предшествующие таким важным событиям? – поинтересовались мы у краеведа.
- Перед решением о передаче храма РПЦ я заметил на небе, в сторону Кумыски, необычной формы облако – оно имело вид креста. Я даже сфотографировал его на свой смартфон. Это и был знак, благословение свыше. А значит, монастырь возродится, на Сутягином острове засверкают купола, и намоленное веками место обретёт свою былую славу...
Мы будем держать связь с о.Владимиром и о.Вениамином, и информировать наших читателей о продвижении строительных работ.
Марина Семёнова