На конференции прозвучали следующие доклады:
- «Утверждение трезвости в деятельности Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви, г. Екатеринбург;
- «Работа центра по профилактике алкоголизма и наркомании г. Алматы» - Г.К. Булыгина, заведующая отделом по профилактической работе среди населения г. Алматы, гор. центра формирования ЗОЖ;
- «Опыт работы приходского общества «Трезвение» под небесным покровительством священномученника Мефодия, епископа Петропавловского», протоиерей Анатолий Измеров г. Алма - Ата;
- «Православная Церковь и утверждение трезвости в наши дни», В.К. Доронкин, руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви г. Москвы;
- «Преподобный Сергий Радонежский и древние отцы о трезвости», протоиерей Илья Шугаев, настоятель храма во имя Архистратига Михаила г. Талдом Московской области.
Уреждители и главные его участники мероприятия, это: Иоанно-Предтеченское братство Русской Православной Церкви «Трезвение», приходское общество «Трезвение» храма Христа Спасителя города Алма-Аты, Отдел социального служения и церковной благотворительности Астанайско-Алматинской епархии, Общественный Фонд «Казахстан без наркотиков», а также представители различных епархий Казахстанской митрополии.
Как и полагается, перед началом всякого доброго дела, испросили у Бога помощи содействующей, отслужив молебен на всякое доброе дело, возглавил который преосвященный владыка Геннадий, в Никольском Соборе города Алматы. После все отправились в конференц зал, с чувством и ожиданием чего-то необычного.
Конференцию начал Его Преосвященство владыка Геннадий, зачитав послание нашего митрополита, в котором говорилось о работе, которую владыка Мефодий, по трезвению общества, начала XX века. В частности о том, как в его братство, порой приходило около сотни страждущих людей, вооружаясь силой веры, против такого коварного врага, как винопитие, такова была сила его проповеди.
Затем сам владыка Геннадий выступил со своим докладом, о Сергии Радонежском и его трезвении. Владыка в начале доклада рассказал немного о житие и о том, что преподобный, благословив в поход на монголо-татар Дмитрия Донского, не какой-то мясник. Произошло это по причине упадка воли и культуры в народе, дабы поднять народ русский, чтобы воспрянув духом, восстановили свое величие, и даже приумножили. Так как, в то время, постоянные гонения, некуда пойти за защитой, привело к полной безысходности. В таком состоянии, когда наступал вечер, а на севере он наступает рано, после рабочего дня, мужики в алкоголе находили свою отдушину, в которой можно было забыть все тяготы, что выпали на них. Такое явление привело не культурному распитию вина, ради веселья сердца - к пьянству. Владыка, провёл параллель тех времён и наших дней, сравнив советское время и иго монгольское. Эпоха, когда властвовали монгольские воины, когда была власть советов. Отношение к людям было одинаковое, забить их, удалить культуру в обществе, превратить в безвольных серых людей, исполняющих волю правителей. Сравнив эти времена, владыка Геннадий, говорил о вдохновении, о поднятии духа народа, раньше это сделал Преподобный Сергий Радонежский, сейчас Вся полнота Церкви. Так как, из-за отсутствия стремления и духовности в людях, сильно развилось пьянство, и продолжает существовать. Как только люди воспрянут, то недуг пьянства отойдёт в сторону, или может быть вовсе уйдёт, как заверил владыка.
Следующий докладчик, гость из Екатеринбурга, протоиерей Игорь Бачини, председатель Иоанно-Предтеченского братства "Трезвение" и его главный вдохновитель и идеолог. В своём докладе о.Игорь сравнил борьбу с пьянством с борьбой Ивана Царевича со змеем, отрубая голову, она вновь отрастала. Ведь трезвость не состояние тела, а расположения души. Так и всякая очередная попытка вытащить человека из этого недуга, без личной воли самого страдающего, не имеет смысла и не принесёт плодов. Только вдохновив больного, и подставив ему плечо помощи, можно ему помочь. Так же в своём повествование батюшка сказал, что "человек страждущий недугом пьянства, это тот, который имеет привычку жить нетрезво". Когда говорят, что я «не выпиваю», а только «изредка пью», то о состоянии этого человека можно побеспокоиться, возможно, он и сам не понимает, а может и вовсе не видит, что его «изредка пью», порой превышает допустимые меры, а он лишь оправдывает себя. Разделив людей на категории, батюшка, предписал подобных людей к большинству, т.е. к 70-75%,и только 1,7% процента людей по настоящему не способных жить без алкоголя, у тех, у кого процесс уже будет очень сложно остановить. Была также третья группа, занимающая 24%,которая воздерживалась. Также, о.Игорь говорил не только о духовной личности человека, но обратил внимание и на то, что те народы, у которых норма алкоголя на душу населения превосходила больше 8 литров в год, приводило к деморализации всего общества и его падению, как в нравственном смысле, так и физическом. Так как, батюшка, много лет занимается этой проблемой, он предложил две стратегии, это: ограничение (менее действованно), т.е. по времени, к примеру после 21:00 запрещено продавать, по возрасту, до 21 запрещено покупать, и месту, сделать, как в Норвегии, чтоб все точки продажи алкоголя были за чертой города. Вторая стратегия, более действенна, включает в себя, распространение знаний о трезвости, о том, как вредно действует на органы тела, на психику, а также на его нравственность. По статистике приблизительно, каждый 5 совершал преступление в состояние алкогольного опьянения, т.е. если бы не выпил, возможно, миновал бы тюрьму. Также алкоголь разрушает самого человека, посредством отчуждения от семьи, что порой приводит к её развалу, а когда страждущий остаётся один, ему становиться, очень сложно избавиться от этого недуга. Батюшка сказал интересную мысль, о том, что трезвость нужно воспитывать, как ребёнка учась читать, также нужно учить не злоупотреблять алкоголь. А закончил о.Игорь лозунгом,"Трезвая семья - могучая держава".
Третьим выступающим была Булыгина Галина, говорила по опыту центра, в котором она долгое время работает. Она внимание заострила на том, что должна проводиться работа, для большей эффективности, с государственными органами и учреждениями. Должны привлекать больницы, школы, акиматы, делать совместно с ними различного рода мероприятия городского значения, а также в организациях общественного значения. Мероприятия предлагала такие, как митинги, шествия, велогонки, пробежки, различные спортивного толка, говоря её словами "всем, чем можно обратить внимание, и отдалить от порок современного общества".
Среди выступающих, был ещё один гость, протоиерей Илья, представитель Иоанна-Предтеченского братства. Его главный тезис был таков: "причина не вино, а его злоупотребление". Подобно, как ночь, не причина воровства. Отсутствие культуры, порождает порок, и из доброго превращается в плохое, вместо "веселья", даёт горечь. К примеру, в Израиле есть культура распития вина, и пьют в основном разведённое или молодое вино. Подобного на Руси не было, поэтому привело к губительным последствиям. Так же в своём докладе, упомянул, одну из причин пристрастия к алкоголю. Это отсутствие мужского воспитания. Когда ребёнок был воспитан только мамой, он становится немного изнеженным, но, желая быть, как все, он начинает пить не понимая, что это его не красит и не делает круче, а только постепенно губит.
Для участников конференции был проведен обучающий семинар. 56 социальных работников митрополичьего округа получили сертификаты. Описать все доклады невозможно, т.к. объём знаний неимоверно велик, и каждый вынес лишь частицу. Слушать было интересно, и хотя первый день конференции длился более 9 часов, чувство усталости практически отсутствовало. Закончилось всё молебном с чином обета трезвенности, в котором 28 человек пообещали хранить свою душу в полном покое и трезвости.
В работе конференции от Актюбинского благочиния Уральской епархии принял участие клирик Свято-Никольского собора в г.Актобе иерей Максим Белый.
Клирик Свято-Никольского собора в г.Актобе иерей Максим Белый.