Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!
В сегодняшнем евангельском чтении мы с вами слышали такие слова, обращенные Христом Спасителем к одной бедной женщине, лишившейся своего единственного сына, которого похитила неумолимая смерть: «Не плачи» (Лк. 7, 13).
Рассуждая по-человечески, всем нам понятно бедственное и безнадежное состояние этой скорбящей одинокой женщины, отчего слезы сами невольно льются из ее очей. И где она может взять столько мужества и силы духа, чтобы перенести ужасное для нее горе, которое так больно, так жестоко терзает ее материнское сердце?
Скорби ее увеличивались еще и потому, что в дальнейшей своей земной жизни она не видела ни малейшей надежды иметь какую-либо радость. Особенно сокрушали ее сердце приближавшиеся годы беспомощной старости, когда каждый человек имеет нужду в посторонней помощи. Люди, сопровождавшие гроб, как ни старались, не могли утешить эту бедную вдову. Да и кто мог облегчить ее материнское горе?
Но там, где бессильна бывает помощь человеческая, проявляется всемогущая сила Божия. Спаситель мира, Который пришел освободить человека от смерти и ада и даровать ему утешение и блаженство, всегда готов помочь бедствующим и страждущим.
Как повествуется в слове Божием, Господь, увидев плачущую мать, сжалился над нею и сказал: «Не плачь» и, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; Он сказал: «Юноша! тебе говорю: встань!» Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его (Лк. 7, 13—15).
Эти слова Спасителя мира, исполненные глубочайшей любви и сострадания, относятся не только к этой евангельской вдовице, но и ко всем людям и на все времена. И мы с вами весьма часто в своей жизни испытываем также немало скорбных обстоятельств.
Для нас также слова Божественного Посланника «Не плачи» должны восприниматься как воодушевляющий голос, который призывает всех к терпеливому несению своего жизненного креста и обещает благодатную помощь свыше.
Христианин не должен отчаиваться в любых обстоятельствах своей жизни, потому что это чуждо христианскому духу. Именно скорби и служат отрезвляющим средством от смертной духовной спячки и, таким образом, способствуют душе идти к предназначенной ей цели — спасению.
Исходя из этого, мы не должны смотреть на постигающие нас скорби как на какое-то ужасное явление, но воспринимать их с христианской покорностью и терпением. Только в таком случае они будут способствовать нашему духовному обновлению и спасению. Путь, ведущий в благодатную вечность по стопам Спасителя, узкий и скорбный (Мф. 7, 14), но именно этот путь, а не какой-то другой предначертан для человека в домостроительстве Божием о нашем спасении. И поэтому христианину следует принимать все встречающиеся скорбные обстоятельства как от руки Всевышнего, Который всем хочет спастись и в разум истины приити.
Кроме того, слова Господа Иисуса Христа: «Тебе говорю: встань» относятся не столько к воскресению тела, сколько к душе человека, к этой бесценной жемчужине, которая по своему происхождению есть не что иное, как искра Божественной жизни. И поэтому человек должен больше заботиться о ней, нежели о теле, потому что смерть души гораздо важнее смерти телесной. Эта смерть духовная причиняется грехом, и этой смерти подвергается бесчисленное множество людей. По словам Священного Писания, человек был создан Творцом бессмертным. Смерти как таковой Он никогда бы не был причастен, если бы наши прародители не нарушили заповедь своего Творца. Смерть пришла в мир вместе с грехом и стала уделом для каждого человека. И если мы весьма сокрушаемся о потере наших родных и знакомых, которых похитила смерть, то это естественно. Но христианское учение этот вопрос рассматривает глубже и определеннее. Оно учит обращать больше внимания на бессмертную душу и всячески ограждать ее от греховной скверны, которая способна бывает умертвить в ней все доброе и святое и тем самым лишить ее вечной жизни в Боге.
Как нечистый и зловредный воздух изнуряет и ослабляет тело, заражает его болезнями и прежде времени сводит человека в могилу, говорит один из святых отцов, так и грехи, сделанные нами, оскверняют душу и отгоняют от нее благодать Божию, без которой она умирает вечной смертью. Это подтверждают яркие примеры в слове Божием. Так, светлый ангел, денница, поставленный Богом выше прочих в чиноначалии ангельском, низвергается с небес и лишается прежней славы. За что? За грех неповиновения Богу. Адам изгоняется из рая и навлекает проклятие и смерть как на себя, так и на весь род человеческий, происшедший от него, опять-таки за грех преступления заповеди Божией. Воды потопа покрывают бесчисленное множество народов; огнем истребляются Содом и Гоморра с соседними городами; египтян поражают казни, и фараон со всем воинством потопляется в пучине моря — все эти и многие другие подобные события в истории народов не служат ли яснейшим свидетельством того, какую злую и пагубную силу таит в себе грех, лишающий человека уже в этой жизни счастья, радости и блаженства в вечности?
А праведного, ни в чем неповинного, Святейшего Сына Божия разве не наши грехи пригвоздили ко Кресту и предали позорной смерти, которую Он безропотно понес, уготовляя нам спасение? Беги от лица греха, как от лица змия; иначе, если подойдешь к нему, он ужалит тебя, говорится в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 21, 2). И не одно какое-нибудь место поразит в тебе грех, но пропитает ядом все твое существо.
Благо нам бывает, если мы еще вовремя сумеем сбросить с себя это постыдное бремя и обратимся к единому Врачу душ и телес — Богу. Но если уже грех успел настолько возобладать нашей волей, что сделал ее бессильной бороться с ним, то здесь требуется особое воздействие спасающей благодати Божией, чтобы возвратить нас на добрый путь, иначе мы, предоставленные собственным силам и средствам, безвозвратно погибнем.
Итак, будем, отцы, братья и сестры, с помощью Божией удаляться от зловредного греха, чтобы нам не оказаться после нашей телесной смерти в отчужденности от Бога и не подпасть вечной смерти. Уверяя нас воскрешением сына Наинской вдовы в истине всеобщего воскресения и научая нас готовиться к нему, Господь Иисус Христос напоминает нам, что и прежде этого воскресения, еще живя здесь на земле, мы должны стараться оживлять наши души и, если они умирают или умерли, воскрешать их от мертвых. И если мы будем прилагать все старания в этом направлении и призывать Бога в помощь, то Он волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я (Пс. 144, 19) во веки. Аминь.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов).