«В Священной Книге для всех христиан – в Евангелии – признаком конца существования этого мира будет исчезновение любви. (Мф. 24:12). И такое охладение любви мы видим в нашем обществе. Но сегодня мы дожили до того момента, когда любовь стала оскудевать там, где ее должно быть очень много – в семье. Из-за этого оскудевания любви самые близкие родные люди становятся в лучшем случае далекими, а в худшем случае – врагами. При этом в этой вражде наиболее уязвимы их дети, и, к сожалению, больше всего им приходиться страдать в этой войне.
Сложилось мнение, что семья создается под звуки вальса Мендельсона, все наполнено романтикой и внешней мишурой. При этом забывается, что семья предполагает особую социальную ответственность друг перед другом. Семья – это школа жизни и становления обоих супругов в их социальной значимости. Святой Апостол Павел в Пслании Ефесянам прямо говорит о высокой ответственности мужчины в семье: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5,25 -28). В этих словах мы видим очень высокое сравнение роли мужчины в семье, ведь Апостол Павел уподобляет главу семьи Христу – Главе Церкви.
У нас принято считать, что в годы службы в армии мальчик становится мужчиной, конечно, это так, но по настоящему школой закалки, во всех смыслах, для молодого человека является семья. Зачастую же, после свадьбы складывается все наоборот – женщина тянет на себе всё и, по существу, является мужественным человеком, а у мужчины начинается обратный процесс: в лучшем случае он превращается в безответственного, слабовольного человека (т.е. принимает черты женственности), а в худшем случае – тяготясь своим положением, проявляет себя как тиран и мучитель собственной семьи. Если в таком случае брак распадается, то он изыскивает все способы, чтобы сделать существование своей семьи невыносимым, оправдывая свое поведение тем, что им и так всего хватает, она тратит средства на себя, но по сути дела за этими словами стоит элементарный эгоизм и желание причинить как можно больше боли своим некогда самым родным людям. Ведь, выплачивая какую-то часть своего дохода на содержание своего же ребенка он должен предполагать, что часть этих средств возможно будет расходоваться и его бывшей супругой для собственных нужд. И каждый нормальный мужчина, если конечно он мужчина, должен относиться к этому с пониманием, так как ребенку важно не только иметь еду, игрушки, одежду, для ребенка важна и атмосфера в его и без того «урезанной» семье, ему хочется видеть красивую и радостную маму. Ведь взрослым только кажется, что дети мало что понимают во взаимоотношении родителей, на самом деле они очень чутко чувствуют не только по внешнему настроению обстановку в семье. Дети настолько связаны с родителями, что способны ощущать и внутренний мир, внутреннее состояние мамы и папы. И конечно, ребенок может быть по-настоящему счастливым в семье, где межу супругами царит любовь, которая не может быть измерена или подменена ни размером алиментов, ни количеством подаренных плюшевых медведей, ни айпадов ко дню рождения.
Но мало того, что мы сталкиваемся сплошь и рядом с личной безответственностью родителей (как правило, отцов), позицию уклонения от уплаты алиментов практически напрямую поддерживает общество. Большая часть работодателей, выплачивая зарплату «в конвертах», преследуя цель уклонения от налогов, непосредственно способствует мизерным размерам алиментам, взыскиваемых с должников, тем самым вновь наносится удар по детям. И это только один из примеров такой «помощи» алиментщикам.
Часто приходится слышать, что каждое новое поколение детей отличается большей жестокостью, холодностью, враждебностью, отсутствием уважения к старшим, к родителям, учителям и т.д. Собираются диспуты, семинары, круглые столы, где пытаются найти причины и пути разрешения подобного разложения. На самом же деле ответ на эти вопросы лежит на поверхности - все это происходит в нашем обществе от отсутствия любви. Сначала неродившихся еще на свет детей всячески пытаются убить и зачастую убивают при активной поддержке органов здравоохранения (эта проблема в нашем обществе очень острая и мы будем о ней говорить, несмотря на то, что многим это не нравится), затем несформировавшуюся психику ребенка травят грязным потоком информации через СМИ, Интернет и прочих источников; кроме того, в семье ребенок остается просто не нужным и брошенным собственным родителем, у которого вдруг появляются другие интересы, в круг которых не только не входит забота о собственном чаде, но наоборот он тщательно изыскивает все способы, чтобы уклониться от своих прямых родительских обязанностей, а общество только способствует этому. Несложно представить, кто или «что» получится из такого ребенка, и какое общество мы с вами своими же руками сейчас формируем, не замечая или старясь не замечать своего собственного участия в этой культивации. Поэтому обсуждаемая проблема имеет черты как личностные, внутренние, так и общественные, но и те и другие имеют первопричину – охладение любви и, как следствие, падение нравственности.
Протоиерей Димитрий Соловьёв