Трудные вопросы часть 1

Отвечает протоиерей Димитрий Соловьёв, настоятель храма св.равноап.кн.Владимира г.Актобе.

17. Почему, вопреки заповеди святого Апостола Павла, который говорит: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него…» (1Кор. 11:14) священники носят длинные волосы?

Апостол Павел говорит о таком правиле, из которого могут быть исключения. Если мы прочитаем чуть выше – 1Кор 7:2, - то увидим, что святой Апостол Павел пишет нам еще одну заповедь: «… каждый  имей свою жену и каждый имей своего мужа». В то же время сам Апостол Павел жены не имел, не имел ее  Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, значит, они все нарушали заповедь Апостола Павла? Но в действительности из этого правила были исключения, потому что это правило не относилось к людям, посвятившим себя Богу, какими были Иоанн Креститель, Иоанн Богослов.

Также есть исключения относительно длинных волос. Этот общий закон, о котором пишет Апостол Павел, был справедлив и для Ветхого Завета, потому что Апостол Павел подчеркивает, что сама природа учит нас этому. Тем не менее, Самсон, Авессалом и многие другие носилии длинные волосы (Чис.6:5). Сам Господь имел длинные волосы, о чем нам свидетельствует Туринская плащаница. Священники – это тоже люди, посвятившие себя Богу, и соответственно они имеют право носить длинные волосы, хотя в то же время это не вменяется в обязанность священника. Мужчинам-мирянам же не стричься Церковью не благословляется.

 

16. В Евангелие говорится: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец» (Мф.23:9). Почему в Церкви священников, вопреки словам Евангелия, называют отцами?

Прежде всего, эту цитату нельзя вырывать из контекста, а если прочитать ее в контексте Евангелия, то она прозвучит совершенно по-другому. В Евангелие от Матфея 20:1-12 Господь ведет обличительную речь по отношению к фарисеям. Они любят почести, они любят, когда их приветствуют всенародно, они любят, когда их возвышают, и Господь, обличая их сущность, и в то же время, конечно, предостерегая учеников, говорит, что у вас пусть так не будет, а больший из вас да будет вам слуга, и учителями, отцами, наставниками не называйте себя. Смысл слов Спасителя в том, что Он предостерегает учеников от самовозвышения. И действительно, мы не должны не только навязывать себя и быть для кого-то отцами и духовниками, - мы не должны вообще выпячивать себя перед другими. Но в то же время, читая эту заповедь, осознаешь, что другой человек, как раз таки может называть тебя отцом, это может звучать от народа или от прихожанина к священнику, но это категорически не может исходить из уст самого священника. Ни один священник не вправе назвать себя отцом, он лишь может представиться по званию и по должности. Например, «протоиерей Димитрий Соловьёв, настоятель храма…». Но сказать о себе, что  я отец Димитрий Соловьёв, - это категорическое нарушение заповеди.

У Апостола Павла в Новом Завете есть заповедь - «Поминайте наставников ваших…» (Евр.13:7). Но как это возможно, поминать своих наставников, если Господь чуть выше, но в том же Новом Завете, запретил кому-либо называться наставниками и учителями (Мф.23)? Может Апостол Павел тоже чего-то недопонимал? Нет, как раз таки Апостол Павел всё прекрасно понимал. Понимал, что Спаситель говорит о грехе гордыни и самовозвышения. Поэтому он и называет Тимофея своим сыном (1 Тим. 1:1). И  к коринфянам он пишет: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе» (1 Кор.4:14).  И почти это же он пишет к галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения…» (Гал.4:19). Иоанн Богослов, обращаясь к своим адресатам, часто употребляет слово «дети». (1 Иоан.2:1, 2:18, 2:28, 3:7) И в притче о богаче и Лазаре богач называет Авраама «отче» (Лк.16 гл.) Но если дословно исполнять эту заповедь - «Отцом себе не называйте никого на земле», - то и родного отца «отцом» назвать нельзя, а это уже будет полное безумие, что, кстати, практикуют некоторые сектанты.

15. Зачем священникам целуют руку?

Обычно это происходит после просьбы прихожанина «Батюшка, благословите». Священник, отвечая на просьбу, говорит: «Бог благословит», - и осеняет просящего крестным знамением. И христианин целует руку уже не священнику, а Богу, благословляющему его, или, если сказать точнее, как земному представителю Господа. Очень часто можно услышать, особенно от пожилых  священников, о том, что через целование руки воздается честь не человеку, но Богу. В Послании к евреям говорится: «Без всякого прекословия меньший благословляется большим». Так и в Церкви Христовой: миряне и дьяконы благословляются у священника и епископов. Священники в свою очередь благословляются у епископов. Епископ на свои дела берет благословение у патриарха. Патриарх утверждает свои указы благословением Собора епископов. Собор епископов руководствуется Священным Писанием и Священным Преданием. Разговоры о том, что руку целовать неприлично, строятся на элементарной гордыне. Ведь  чествуется не само лицо, а чествуется священство человека, -  «… пресвитерам должно оказывать сугубую честь…» (1 Тим.5:17). И Спаситель Господь Иисус Христос показал это на собственном примере: своим ученикам он не то, что руки целовал, а ноги умывал. И блудница евангельская Христу целовала не только руки, но и ноги (!). В книге «Православное Богослужение: таинство, слово и образ» (Москва, 91 г.) протопресвитер Александр Мень пишет: «Обычай целовать руку епископа или священника напоминает о том, что эта рука держала святую чашу Евхаристии».

14. Может ли приемная мать быть крестной у приемного сына?

Обычно не принято родным родителям становиться крестными, а приемная мама по степени родства к своему приемному сыну относится также как и родные родители  - по первой степени родства. И имеет ли смысл становиться еще ближе? Желание стать крестной у своего приемного сына является внутренней дисгармонией, возникшей в связи с тем, что Вы, как Вам кажется, не имеете близкого кровного родства. Но согласно Церковным правилам приемные родители близки своему сыну также, как и родные и ни чуть не меньше. Поэтому я бы посоветовал Вам найти крестных или хотя бы кого-то одного из них и покрестить ребенка.

 

13. Почему Церковь против прелюбодеяния и блуда, ведь это естественно?

Однажды известный философ Владимир Соловьев сказал: «Когда человек находится во власти пола, тогда «и небо и ад с одинаковым пристальным вниманием следят за ним». Замечено, что от того, что разгорается в человеке, когда в нем играет пол, он или падает в настоящую бездну грехов  или возвышается и светлеет.

Во-первых, каждый человек при слиянии двух половых клеток - гамет - получает полный набор хромосом. По-сути дела, в этих хромосомах содержится весь организм человека, только еще не в проявленной стадии. Но такой же организм получают и животные, и птицы, и даже  деревья и растения, просто через другие процессы. Эти организмы хотя и созидаются, по воле Творца, но образуются из материальных веществ.

Согласно Библии атомы различных химических элементов, из которых созидается материя, называются «землей»:

«Земля еси ты и в землю отыдеши» (Быт.3:19) От Господа же материя получает разумную творческую душу, которая, по-сути дела, является непосредственным даром Творца. Душа человеческая не имеет пола и не имеет инстинкта размножения, а, следовательно, она не может никаким образом размножаться. В тот момент, когда человек живет беспорядочной половой жизнью или ставит такую жизнь во главу угла, он, по существу, сам себя готовит к мучению. Но не потому, что это наказуемо, а потому что душа человеческая, получив навыки блуда, в течение жизни человека переходит в тот мир и начинает мучиться от того, что неисполнимо. Тело же человеческое, как материальное, ляжет в  землю, а душа, приученная ко греху, будет искать способы удовлетворить свою страсть и, не найдя их, будет испытывать колоссальные страдания.

Перед Страшным Судом Христовым воскреснут и человеческие тела. Но и тогда жизнь людей будет бесполой. Можно задать вопрос: а как же браки? Неужели муж с женой в Вечности не будут таковыми или забудут друг о друге? Конечно же, нет. Брачные отношения в плотском смысле этого слова прекратятся, но любовь между мужем и женой, как высший дар благодати Духа Святаго, будет пребывать во веки. На такой любви должен строиться брак.

Во-вторых, нельзя не сказать еще вот о чем: блуд - это не просто проявление «естественности», скорее всего, там, где блуд, там страшная трагедия. Особенно ярко эта трагедия чувствуется при вступлении в брак. Если у мужчин или у женщин уже была добрачная половая жизнь, то вторая половина в течение всей жизни в браке не может без ужаса и без отвращения вспоминать об этом. Женщина или мужчина, живущие до брака половой жизнью и утверждающие, что они не наносят ни кому ни какого вреда, глубоко ошибаются. Они ранят сердца своего будущего супруга, и эту рану вряд ли вылечит время. Редко случается так, когда женщины (или мужчины) могут по-настоящему простить добрачную жизнь свое второй половинке. Психологам замечено, что это вызывает глубокие переживания, озлобления и ненависть. Мы не говорим уже о том, что «жившие» до брака «награждают» своих супругов различными заболеваниями половой сферы. Поэтому та трагедия, которую приносит блуд в семьи, она не соизмерима ни с чем, прежде всего потому, что исправить ситуацию уже невозможно.

В-третьих, с добрачной половой жизнью организм существенно изнашивается, потому что человек, являясь личностью, не может жить только по законам инстинкта, ему нужен всегда обоснованный взгляд на свои инстинкты. Если у половой жизни нет связи с семейным очагом,  с рождением детей, то такая жизнь начинает давить на человека и калечить не только его психику, но и его бессмертную душу.

В-четвертых, нельзя не сказать и о том, что добрачная половая жизнь влияет и на детей. И не только потому, что они получают уже генетически проблемы отца или матери, но, прежде всего, потому, что блудный грех - это всегда пощечина по своим собственным детям, может быть еще нерожденным, потому что дети будут воспринимать отца или мать, как источник чистоты, а вместо этого будут иметь помойную яму.

Особая тема разговора - чистота в семье, - или по-другому, как любил говорить Апостол Павел, чистота «в домашней Церкви».  Вы никогда не задавали себе вопрос: почему Таинство Венчания в отличие, допустим, от Исповеди, Соборования, Причастия, не повторяется? Потому что благодать, изливаемая на семью во время Венчания, не может быть никогда исчерпана. Она всегда пребывает в семье, с семьей. Эта благодать, может быть иногда невидимая  внутри семьи, особенно видна для тех, кто наблюдает за такой семьей со стороны. Благоухание и чистота людей, повенчанных перед Богом, является настолько непобедимой силой, что фактически она не может оставаться внутри семьи, она выходит и наружу, охватывает людей, соприкасающихся с такой семьей. Оказывается, благодати Христовой, даруемой в Венчании, хватит на всех и на все времена жизни такой семьи. Обычно в семьях, т.н. невенчанных, принято считать, что любви едва хватает на своих детей, а в Таинстве Венчания Господь подает силы брачующимся охватывать любовью всех, кто находится рядом.

Помяни, Господи Боже наш, раба Твоего, имярек, и рабу Твою, имярек, и благослови я. Даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие душ и телес; возвыси я яко кедры ливанския, яко лозу благорозгную. Даруй им семя класяно, да всякое самодовольство имуще, изобилуют на всякое дело благое и Тебе благоугодное; и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждения масличная окрест трапезы их; и благоугодивше пред Тобою, возсияют яко светила на небеси, в Тебе, Господе нашем. С Тобою же слава, держава, честь и поклонение, безначальному Твоему Отцу, и животворящему Твоему Духу, ныне

и присно, и во веки веков

(молитва из Чинопоследования Венчания)

В Таинстве Венчания священник просит Господа не только о доброчадии и единомыслии душ и телес, но и том, чтобы имея всякое «самодовольство» «изобиловали на всякое дело благое»:

исполни домы их пшеницы, вина и елеа и всякия благостыни, да преподают и требующим, даруя купно и сущим с нима вся яже ко спасению прошения. (молитва из Чинопоследования Венчания)

Те, кому не дано было по каким-то причинам иметь свою семью, обычно духовно согреваются возле чужой семьи, освященной таинством брака. И, скорее всего, именно таким одиноким людям дано видеть и осознавать всю красоту настоящего брака, всю удивительную тайну настоящей семьи, наверно даже больше, чем тем, кто имеет свою семью. Поэтому семья есть нормальное раскрытие пола, хотя в семье и нет отдельной половой, социальной, телесной жизни, - здесь все переплетается, но только в семье жизнь пола может развиваться без трагедии (конечно, есть исключения из этого правила, например, монашеский путь). Поэтому в такой настоящей семье, в цельной семье не может быть и речи о прелюбодеянии и изменах. О каких прелюбодеяниях может идти речь, когда любовь в семье приобретает такие размеры, что не только слово, но любой взгляд одной половинки может задеть другую? В настоящей семье боятся обидеть не только словом, но и взглядом. О тех же семьях, где возникает мысль об измене можно сказать не как об ударе по семье, а как о добровольном отречении от  нее.

 

12. У моих знакомых возникла очень сложная ситуация, разрешить которую непросто. Женщина состоит в браке с мусульманином (проживают в азиатской республике), в браке имеют троих детей. Она является постоянной прихожанкой храма, вся ее семья - верующие люди, своих старших девочек она также приводит в храм и регулярно причащает. Муж знает о том, что она ходит в храм и водит туда детей, не возражает, вернее, молчаливо соглашается, как ни странно, не понимая при этом, что  дети крещенные. Совсем недавно в их семье появился мальчик. Естественно мама его также будет крестить и приносить в храм на Причастие. Но когда ему исполнится 6 или 7 лет отец однозначно прибегнет к обряду обрезания, т.к. даже формально являясь мусульманином и не живя религиозной жизнью, он с позиций «чести» совершит обряд посвящения  сына в ислам. И вот здесь возникает вопрос: что делать этой женщине, обрекшей себя и своих детей на такие испытания? Ставить вопрос ребром и всячески противиться этому вплоть до расторжения брака либо отнестись к этому действу, как к формальному и ничего не значащему, поскольку она будет воспитывать ребенка в духе христианства, а участие самого мальчика в этом обряде не будет являться сознательным?

В случае, если  ребенок был обрезан в младенчестве, то его можно свободно крестить по вере крестных родителей или хотя бы одного крестного. В случае, если ребенок уже крещен, то обрезание может произойти только по медицинским показаниям, без религиозных ритуалов. Ни в каких других случаях, кроме медицинского, обрезание крещенному младенцу применяться не может.

11. У меня умер сын, и на серванте с этого трагического момента всегда стоит его фотография, но совсем недавно мой дом посетила одна дальняя родственница, которая сказала, что нельзя открыто выставлять фото умерших родных, якобы они посылают негативную энергию на живущих в этом доме людей. Также, кстати, как она говорила, нельзя часто посещать кладбище. Правда ли это?

В миру воспоминания о смерти приравниваются к чему-то ужасному, поэтому и портреты и фотографии умерших сродников выставлять на обозрение считается чем-то противоестественным. Но в Церкви Христовой, как раз таки, всё совершенно по-другому: воспоминания о смерти также как и выставленные фотографии ушедших не только не отвергаются, но иногда и поощряются. Ведь любая фотография ушедшего человека как бы сама свидетельствует о непостоянстве этого мира. Выставленная фотография не позволит в доме совершать грех, смотреть юмористов, творить непотребства и поэтому, конечно, людям, далеким от христианской жизни, фотография «мозолит глаза». Хотя здесь есть небольшие нюансы. Например, мне сегодня рассказали о том, что в одной семье произошла трагедия, умерла совсем еще молодая женщина. Ребенок постоянно обращал внимание на фотографию мамы, в этом случае, конечно, фотографию можно убрать. То же самое можно сказать и о кладбище. Единственное, что можно заметить, что посещение кладбищ  не должно количественно превышать посещение храма, ведь на кладбище мы с Вами соприкасаемся только с «одеждой» жившего когда-то человека, а в Храме Божием мы заботимся о самом человеке, т.е. молимся о покое его бессмертной души. Также и фотографией нельзя подменять молитву, нужно всегда стараться отдавать приоритет молитвенной помощи ушедшему в тот мир человеку.

10. Совсем недавно со мной произошла страшная трагедия, после которой  не знаю до сих пор, как мне жить. Но начну по порядку. Я замужем, у меня двое детей. Я живу в районе бульвара им.Абая. В тот вечер, возвращаясь домой, мне пришлось после 20 часов переходить участок лесополосы вблизи железной дороги. По этой дороге обычно ходит много людей и в тот вечер идти мне было совсем не страшно, но неожиданно из темноты выскочил разъяренный мужчина. С большой силой он затащил меня вглубь лесополосы. Он пытался меня изнасиловать, я же, видя его разъяренные глаза, полные злобы и ненависти ко всему живущему, понимала, что он готов на все, даже на убийство. Я попыталась оттянуть время, в надежде, что пройдет какой-нибудь человек, и я закричу о помощи. Но когда на дороге появился прохожий, и я закричала «помогите!», прохожий только прибавил шагу, а насильник стал меня душить. Когда я стала чувствовать, что теряю сознание и задыхаюсь, я сдалась, и он меня изнасиловал. Вернувшись домой, я никому ни о чем не рассказала. Я не знаю, как мне жить дальше...

Параллельно существованию современных государств существуют государства в мире преисподней. В преисподней есть свой правитель, свое правительство и свои слуги. Например, огромное государство прелюбодеяния возглавляет ближайший соратник сатаны бес асмодей. В этом государстве есть свои города. Некоторые города, в которых живет нечисть, подчинены демону блуда, некоторые подчинены прелюбодеянию, содомским грехам, кровосмешению и т.д. В этом государстве есть сфера поощрения, т.е. наград, и сфера наказания. Нечисть в этих государствах не может творить грех телесно (у них нет тела), но она находит наслаждение в грехах, в которые завлекает человека. В человеческих грехах она наслаждается, получает награды, повышения, но, по-сути,  живет разбойнической жизнью, приносит в мир горе и испытывает «радость» от человеческих страданий.  Понятно, что нечисть, сподвигшая этого человека на грех, получила особые поощрения от начальства, но и для Вас это является огромным поводом ненавидеть ее. Раз нечистый дух был способен настолько сильно Вас унизить, то и Вы должны постараться никогда впредь не служить и не унижаться пред ним. За всё его насилие над Вами Вы должны нанести ему сильнейший удар постом, молитвой, изменением своей жизни так, чтобы самое плохое и поганое претворить в доброе и чистое. Не бойтесь, моя родная, мстить ему, не бойтесь ненавидеть демона, наоборот ненавидьте его за это. Ненависть и мщение - плохие качества, когда мы изливаем на людей, но они же становятся хорошими качествами, когда мы изливаем их на демонов. А этого человека просто простите, ведь он оказался игрушкой, орудием в чужих руках. У меня нет слов, чтобы как-то утешить Вас, - человеку утешить Вас невозможно. В такой ситуации может утешить только Господь. Всё упование возложите на Него и в Вашем сердце заиграет солнышко.

9. Около двух лет меня мучает одна большая проблема. Эта проблема возникла без моего участия, даже вопреки моему желанию, даже больше того, уже с самого начала возникновения этой проблемы я постоянно с ней борюсь, но справиться с ней не могу. Моя проблема состоит в следующем: я чувствую, что я люблю жену сына. Я живу в Казахстане, они - в России. Сам я уже фактически в преклонном возрасте, разменял шестой десяток, закончена репродуктивная полоса жизни, больше того, я знаю, что это большой грех, но вопреки этому ничего не могу с собой поделать. И в мыслях, и в сердце, и во сне передо мной всегда стоит ее образ. Нет, не подумайте, что меня мучает блудная страсть, - не блудная страсть, а какое-то чувство, которое я никогда не испытывал в жизни. Естественно, что во мне происходит, не знает никто. Но выход из создавшегося положения я найти не могу. В такой постоянной борьбе я нахожусь уже два года и это состояние существенно меня подкосило: руки трясутся, как у пьяницы, постарел, и щемит сердце. Совсем немного мне осталось до пенсии, как только пенсионный срок наступит, нам с женой надо будет переехать к сыну, и что я буду делать, когда она будет всегда передо мной? Я все бы отдал за то, чтобы это чувство во мне угасло, но ничего не могу с собой поделать.

Удивляешься хитрости демонов - будучи неспособными согрешать по причине бесплотности, они испытывают некую «радость» и удовлетворение от созерцания грехов человека, и Ваш случай как раз таки следует отнести к особым бесовским нападениям.  Эти нападения будут усиливаться в том случае, если не пытаться им противостоять. Если Вы попытаетесь в этом состоянии «любви» прийти в храм Божий, то почувствуете, насколько сильно этому будут противиться демоны, искушающие Вас лжелюбовью. Но, не обращая внимание на натиск страстей, нужно крепко уцепиться за руку Матери-Церкви и стараться не поддаваться, а противостоять нечистой силе. Кого-то мучают бесы блуда, на кого-то нападают демоны гнева, кого-то пытаются победить демоны наркомании. Вас терроризируют демоны кровосмешения. И хотя свое искушение они облекли в невидимые краски, но цель их проста и понятна - кровосмешение, один из самых тяжелейших грехов. Кроме того,  этому греху нужно противостоять Иисусовой молитвой, чаще приступать к Святым Таинствам Церкви.  С Божией помощью в Вашем сердце опять водворится радость.


8. Здравствуйте, Батюшка! Мне тяжело быть на службе, тяжело стоять на ногах, очень тяжело дышать ладаном, от ладана я задыхаюсь, да и вообще, честно говоря, мне легче поле перекопать, чем отстоять в храме одно Богослужение. Как быть?


Здравствуйте! Мне тоже неприятно заходить в ту больницу, в которой я когда-то лежал, но в целях продления своей жизни это просто необходимо. Можно бояться всего: плохих врачей, невзрачной больницы, устаревшего советского оборудования, но, несмотря на все это, мы идем и на диагностику, и на лечение, а когда надо - и на операцию. Также и с человеком, которому дорого спасение, которому дорога Вечная жизнь. Такой человек забывает и о варикозе вен на ногах, и об аллергии на ладан, и о плохих священниках. Он идет ко Господу, несмотря ни на что. Иногда можно услышать: «Ой, мне так тяжело в храме, я вряд ли выдержу долго». Когда я слышу такие слова, то честно скажу, у меня появляется какое-то раздражение (ведь я человек грешный и не бесстрастный), так и хочется сказать: «Ну, иди-иди, посмотрим, что с тобой будет». Но потом сдерживаешь себя, настраиваешь на доброту и говоришь: «Да нет, не уходи, моя хорошая, потерпи, посиди, выходи время от времени на улицу, но только не покидай Церковь».
Есть такое выражение  - от себя не уйдешь. Действительно, куда можно уйти от своих страстей? Куда можно уйти от своих болезней? Куда можно уйти от обличения совести? Конечно, никуда. Но все это легче переносится, когда человек пребывает в храме. Ведь проблемы внешние и внутренние имеют и добрые и злые, но с Богом все проблемы преодолеваются проще. Мы привыкли себя оправдывать, но если без оправдания спросить себя, почему я не посещаю или редко посещаю храм Божий, то причины будут не в аллергии на ладан, а совершенно в другом: «Господи, мне не до Тебя, у меня проблемы и заботы», «я люблю поспать», «я сердитая и злая и не могу находиться среди добродушных людей» и т.д. и т.п.
А вообще в храме надо учиться терпению. Возьмем для примера нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, чьи стихотворения читаются с необыкновенной легкостью, кажется, что они написаны на одно дыхании - сел за стол и сразу написал. Однако, если мы посмотрим на его черновики, то поймем, какой титанический труд переносил поэт: зачеркивал, заменял слова, целые фразы и становится понятно, что все доброе дается с большим трудом. Да и святые угодники Божии не в миг достигли святости, не с легкостью, а очень много и кропотливо трудились над собой. В каких-то конечно вещах мы с вами разные, у нас личные способности, наклонности, но в отношении спасения мы все равны, т.е. каждому дана какая-то сфера деятельности и, осуществляя эту деятельность с терпением, человек совершает дело своего спасения. Общим для христиан делом является посещение храма Божия.


7. Цель христианина - достичь вечной блаженной жизни. Но святой Апостол Павел говорит о ней: «Око не видело и ухо не слышало, и на сердце человеку не восходило, что уготовал Господь любящим Его» (1 Коринф. 2:9).
Как можно стремиться к тому, чего не знаешь, что непонятно и что вообще никак не укладывается в голове?


У святых отцов есть замечательное выражение: «Если бы одна капля из рая попала бы во ад, то ад стал бы раем». На этой бренной земле человеку фактически невозможно найти смысл жизни. Искать смысл жизни в деньгах бессмысленно, потому что деньги съедает инфляция. Нет смысла жизни и в здоровье - оно увядает. Дети разъезжаются, да и, в конце концов, с ними нас разлучает смерть. В чем же тогда смысл существования человека на земле? Человек на земле находится как бы во утробе матери. На этой земле он, как и внутриутробный младенец, может развиваться и прибавлять в весе, а может деградировать в сторону патологий и уродства. Смерть - это тот момент, когда человек рождается в настоящую жизнь.  Эта же жизнь дана человеку для подготовки к вечности. Рай мы действительно не можем понять, но мы можем его приобрести. Мы не можем его понять по причине того, что никогда не испытывали такой радости, которая будет в раю.
Есть один пример, который ярко показывает, какая может быть радость в человеческой жизни. Этот случай произошел на земле, и эта радость пробыла ровно секунду, но в будущей жизни такая радость будет бесконечной. Воины-победители возвращались с битвы в город, к городским воротам сбежались родные, чтобы их увидеть. Каждая семья искала своего мужа и отца живым, среди них была и бедная вдова, которая ждала возвращения своего сыночка. Она то спрашивала, то вглядывалась вперед. Ей сказали, что ее сын погиб. Она горько заплакала, и в этот момент заметила всадника, очень похожего на родного сыночка. Присмотревшись, она узнала в нем своего сына. От избытка радости женщина умерла.
Теперь давайте представим радость этой матери: эта радость пробыла с ней одну секунду, потому что человек не может на земле вместить большую радость. Вот такая неизмеримая радость будет в раю. Но она будет длиться не секунду и не минуту, и не год, а вечность. Святитель Григорий Нисский однажды сказал: «Всё, что может кто-либо сказать о рае, не будет сказано по достоинству.»
После смерти человека ждет рай и ад. И ад, говорится в Священном Писании, заключен, т.е. закрыт, и рай заключен, т.е. закрыт. Однако ключи от ада Господь оставил у себя, как пишется в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «И имею ключи ада» (Апок.1:18). А ключи от рая отдал Апостолам в лице Апостола Петра: «И дам тебе ключи Царствия Небесного».
И так, ключи от рая - у людей, чтобы каждый, кто захочет, мог бы взять и отворить, а ключи от ада у Бога, чтобы каждый, кто захочет подвергнуть себя вечной муке, вечной каторге вместе с демонами, не смог бы этого сделать. И обратите внимание, Спаситель говорит Петру: «И дам тебе ключи». А разве не мог Он сказать: «Дам тебе ключ»? Разве не одним ключом открываются двери рая? Нет, не одним. Ключи бывают разные: один ключ у богатого - золотой, железный ключ у «среднего» человека, деревянный ключ - у нищего, который тоже может своим убожеством отворить двери рая. У каждого свой ключ, у каждого свое предназначение. И нет на земле человека, живущего без предназначения. И хотя этих предназначений много, но цель у каждого из нас одна - блаженная вечность. Та вечность, в которой не будет страха и боязни за будущее, не будет скорбей и болезней, не будет разлук с дорогими твоему сердцу людьми. Эта вечность была целью и утешением для многих праведников и мы, уповая на Милость Божию, надеемся ее достичь.

6.Что делать, если единственная крестная поменяла личные данные, выбыла в неизвестном направлении и с ней утрачены всякие контакты, а ребенок достаточно маленький и хотелось бы, чтобы у ребенка все-таки  была крестная?

Отсутствие крестных родителей не ставит под вопрос сам факт крещения, место крестных родителей в духовном плане и воспитании могут занять родные мать и отец, а также опекуны ребенка, в том числе бабушка с дедушкой. Если принципиально хочется иметь именно крестных родителей, то можно выбрать из числа верующих людей так называемых «крестных отца или мать». И хотя реально они не будут являться таковыми, но фактически эти люди могут исполнять роль крестных. В случае обнаружения «пропавшей» крестной мамы ребенок может воспринимать крестной и ту, которая когда-то пропала, и ту, которая была названа таковой.

5 . Можно ли «перекреститься» заново, изменив крещенное имя, чтобы изменить свою судьбу?

Крещение совершается раз в жизни и не повторяется. В случае, если кто-то захочет «перекреститься», повторное крещение не только будет недействительным, но и будет являться большим грехом. Единственным случай, когда не только возможно, но и нужно повторить  Таинство Крещения, это когда точно неизвестно, крещенный человек или нет. В этом случае священник крестит с формулировкой, вернее с приставкой, «аще не крещен» и продолжает: «Крещается раб Божии...». Из этого следует, что если человек был крещен, то второе крещение недействительно, а если он не был крещен, то это крещение становится действительным.
Проблемы же человека зависят не от имени, а от его отношения к жизни. И поэтому нужно проблемы искать не во вне, а в себе. Оккультисты же стараются наоборот - проблемы людей искать не в них самих, а во вне: почти всегда их кто-то «испортил», кто-то сглазил, кто-то в чем-то виноват.

4. К нам на сайт поступило письмо от женщины, не пожелавшей назвать своего имени, она так и подписалась - «Женщина», поэтому мы так и будем ее называть -  «Женщина». Поскольку письмо содержит целый ряд вопросов и требует обстоятельного ответа, мы публикуем его в этой рубрике (сразу оговоримся, что письмо публикуется с некоторыми аппликациями, ввиду использования его автором нецензурных выражений):

« Женщина, 39 лет, в разводе, детей нет.

Пишу и уже неприятно, потому что понимаю, какая картинка возникает в голове большинства наших священников. Это одна из причин, по которым нет желания идти в церковь. Но продолжу статистические данные.

Три высших образования , техническое, экономическое и лингвистическое . Работаю в Университете преподавателем. Занимаюсь публицистикой, журналистикой. Работаю фрилансером - консультантом на нефтяные компании. Была замужем за французом-миллионером. Детей нет по причинам 1) все мужики в нашей стране, которые у меня были - кобеля, что чистая и 100% объективная реальность 2) а к иностранцу, хоть ты тресни, душа не лежала...и так и не легла :) Опыт проживания за границей в высшем социальном слое - около 5 лет. Сейчас я принадлежу к так называемому среднему классу, т.е. на шею мне наш средний мужчинка усесться не может, поскольку есть опасность ее поломки, а становится гейшей наших взяточников как-то самой не очень сильно хотелось.... А теперь мне очень хотелось бы узнать, какой образ возник в Вашей голове? Буду искренне благодарна за полноценный ответ... У нас ведь любят тургеневских женщин. Как людоеды любят людей.

Видите, я изначально раздражена на священников, а значит и церковь, потому что в последнее время не вижу ничего, кроме какой-то дремучей неспособности слышать задаваемые людьми вопросы. У меня сложилось стойкое впечатление, что мы, народ живем в одной стране, а священники в другой. Вопрос народ задает про Фому, а отвечают ему про Ерему. Это касается разделов "вопросы-ответы" на большинстве православных сайтов. Я не имею в виду простые вопросы, касающиеся церковной практики, я говорю про насущные духовные проблемы общества. Кроме этого в обществе, и особенно в церкви, есть ярко выраженная тенденция осуждения женщины. В России вообще такое ощущение, что если ты женщины, то уже виновата, что женщина. Просто по определению. А в социальной среде одиноких женщин, не стоящих у власти, избегают поскольку от них нельзя получить никакой пользы, выгоды.. Так что встает вопрос, почему церковь, которая должна помогать, только способствует подобному отношению к женщине, при этом ничего не делая для того, чтобы что-то реально менять в жизни общества в отношении семьи и брака? Я повторюсь - ничего. Мне, батюшки, как одинокой женщине, это несколько видней и ясней, чем ВАМ. К чему вы пишите про какую-то невинность до брака, для кого вы об этом пишите? Я не знаю ни одного мужика, который женился (все знакомые!), не "попробовав". Вы вообще где живете? На Марсе? Или на вновь открытой планете за 600 мл. световых лет??!?!? Мои претензии к вам ко всем следующие:

1. Постоянно встречающееся определение того, что женщина такая -сякая, не хочет рожать детей. А вы не подскажите, от кого? От алкоголиков, наркоманов, лентяев, блудливых, тунеядцев, олиграхов, попосовой элиты, или тех, что предпочитают свинг - обмен женами? Вы знаете, у меня был выбор.. очень широкий. Спектр описала. Сейчас ситуация другая, но когда я была юной - ситуация была такой: при приеме на работу надо было раздвинуть ноги. Не брали иначе. А если брали, то увольняли, если опять же, не раздвинуть ноги. Поскольку я девушка крайне вредная, и ни свингом, ни сношениями, ни уводом чужих мужей заниматься не хотела, пришлось принять предложение от заграничных компаний, где подобные вещи строго пресекались. А теперь я должна выслушивать от священников то, что я сама виновата в том, что у меня нет семьи. И в том, что я не патриотка и не родила детей. Не подскажите, господа священники, а с кем же в стране олигархов и люмпенов строить семьи Наташам Ростовым? Может с вами? Ах, да, так вы ж не возьмете, мы ж оскверненные, не чистые девушки.... и куда ж нам деваться-то, бедным? СВОЛОЧИ ВЫ! СВОЛОЧИ!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!! ! Не вы конкретно, а подобное отношение, которое повсеместно!

2. Когда вам задаешь конкретные, но сложные вопросы, связанные с интеллектуальны й деятельностью мозга, а также глубокими духовными проблемами, то не получаешь ни одного ответа. Вы священники, способны только цитировать писание, но вы знаете, мы как бы и без вас его читать умеем..........мы - это народ. Не весь народ, видите ли, тупой.

Что вы тычите в народ писанием ни к селу, ни к городу, вы в самом деле думаете, что делаете благо?!?!?!?!? Вы не разбираетесь в проблемах, которые ставятся, и отвечаете для отмазки! Вот такое у меня впечатление от современных священников.

3. Когда начала писать, хотела написать по доброму. А не получилось. Не знаю, что с этим делать.... Просто нет уже надежд на какую-то вменяемость хоть кого-то. Или зачем бы я это писала? Сама не знаю.»

Здравствуйте, Женщина! Прочитав Ваше письмо, складывается такое впечатление, что когда Вы приходите в Храм Божий, священники смотрят на Вас с высока. Под словами «понимаю, какая картина возникает в голове наших священников» понимается как раз именно это. Но здесь и первая Ваша ошибка, потому что священники, к которым Вы приходите в храм - не Ангелы и не «с планеты Марс», они вышли из того же общества, из которого вышли и Вы, а значит, ни что человеческое, в том числе и грех, им не чуждо. Кроме того, не надо думать, что в храме Вы одна такая, не надо думать, что Вы центр, на который устремлены взоры всех остальных, в том числе и священников.

Вы пишите о том, что у Вас нет детей по причинам: 1) «все мужики в нашей стране к...», 2) «к иностранцу... душа не лежала», но, дорогая Женщина, сразу возникает вопрос: а при чем тут дети? Разве ребенок - это не отдельная личность? Не отдельный человечек? Разве это не будущая Ваша опора? И на этого маленького человечка не должны влиять Ваши взаимоотношения с «к...».

Вы спрашиваете меня, какой образ возникает в моей голове. Не кривя душой, буду отвечать так, как есть: Вы полноценный представитель современного общества и отличие Ваше от всех остальных людей в том, что Вы ищите выход из создавшегося положения. Вы пишите о Тургеневских женщинах, но Тургенев был прозападником и вносил в натуры русских женщин западные оттенки, а вот Достоевский, в отличие от Тургенева, изображал душу и характер человека, в том числе и женщины, иногда даже падшей женщины (почитайте «Униженные и оскорбленные»), если так можно выразиться, «провосточной». Из первых Ваших строк видно, что Вы человек сильного характера, я бы даже сказал, очень сильного характера. Проявляете себя в совершенно разных сферах, да и образование имеете разностороннее. Это знак того, что ум Ваш пытливый. То, что Вы прожили в высшем социальном слое около 5 лет, и благодаря, видимо, треволнениям в судьбе «упали» в средний класс, при этом, опять же, не отчаялись, а сумели проявить себя и в публицистике, и в журналистике, и в фрилансе, что опять же говорит о том, что Вы очень сильный человек. Я пишу так подробно, потому что Вы просите меня дать «полноценный ответ» о том, какой образ возник в моей голове. А вот на счет «дремучей неспособности услышать задаваемые людьми вопросы», в этом Вы абсолютно правы. Действительно, неприятно, когда спрашиваешь про Фому, а тебе отвечают про Ерему, а еще более неприятно, когда ты спрашиваешь о выходе из ситуации, а от тебя пытаются отделаться общими фразами. Такое отношение, конечно, на людей действует отталкивающе.

Вы пишите, что в России «вообще такое ощущение, что если ты женщина, то уже виновата, что женщина», но мне кажется, что современные женщины давно шагнули вперед мужчин. Конечно, это только мое личное мнение, но я думаю, что в основном благодаря именно женщинам, в мире что-то созидается. Вся церковная инфраструктура держится на ком? На женщинах. В годы гонений мужчины прячутся, а женщины остаются. Да даже простой пример: почти все конституции разных стран, не позволяют становиться президентами государства неженатым мужчинам. Почему? Потому что даже президент без надежного тыла - не президент. Да и в храме женщины всегда себя чувствуют, как рыба в воде, а мужчины (бывают, конечно, исключения) в основном ведут себя сковано. Поэтому на счет принижения женщины говорить, конечно, не стоит. Даже в том же браке: разница между мужчиной и женщиной в браке состоит, согласно святому Апостолу Павлу, в том, что жена должна слушать мужа, а муж должен любить свою жену: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (К Ефесянам 5.33)».

Вам кажется, что Вы живете в одной стране, а в священники в другой, но на самом деле Вы вращаетесь в одном обществе, а священники в другом. Круг Ваших друзей один, а круг их знакомых - другой. И за это не нужно упрекать священников. Скорее было бы нужно для Вас, «Женщина», стать их другом.

О том, что Вы общаетесь с определенным классом людей, говорят Ваши следующие слова: «Я не знаю ни одного мужика, который женился (все знакомые!), не "попробовав". Вы вообще где живете? На Марсе?» А я вот, знаю, особенно это ярко выражается на Исповеди, когда исповедуешь какого-нибудь мальчишечку или девчоночку лет 16-19-ти и поражаешься чистоте их души. Задаешь себе вопрос: «Как можно жить в таком обществе и быть такими чистыми?». Смотришь в их глаза, наполненные слез, и слезы эти о поступках, которые мы и не считаем грехами, и понимаешь, до какой степени может быть просветленность мысли.

В том, что женщины не рождают детей, конечно, виноваты больше мужчины, вина за аборт ложится, прежде всего, не на женщину, а на мужчину. Об этом мы часто говорим на страницах нашего сайта, особенно в разделе «Проповеди». Но, в то же время, кто таких мужиков выбирает? - Вы. Не я же за Вас делал выбор, Вы же сами его выбрали. Вы скажете: «Я выбирала не наркомана, а здорового, не олигарха, а нищего, не из попсы, а из числа исполнителей народной музыки, а он полностью переменился». Но жить в семье - это значит переносить не только радости, но и горести, и помогать друг другу справиться с трудностями.

Вы пишите о свинге, но по сути дела невозможно такие вещи назвать семейными взаимоотношениями и женщина или мужчина не только совершившие это, но и помыслившие об этом, своими действиями и мыслями убивают собственный брак.

В том, что у Вас нет семьи, виноваты не Вы, скорее виновато то общество, в которое Вы себя определили: находишься в зоне - живешь по законам зоны, находишься в дурдоме - живешь по законам дурдома, живешь в мире - живешь по законам мира, живешь в джунглях - живешь по законам джунглей, живешь в Церкви Христовой - начинаешь жить по светлым законам Церкви. Поэтому исправить эту ситуацию можно в раз - вырвать себя из цепких объятий разношерстных проблем и забот и прийти в Храм не для того, чтобы выслушивать что-то от священника, а прийти в Храм к своему Господу, остаться в Храме, жить в нем и таким образом сделать свою жизнь на земле радостной.

И еще, цитирую Вас: «я не патриотка и не родила детей». Но детей рождают не патриоты, а любящие, нежные, искренние и самое главное не скомканные родители. Оглянитесь вокруг себя и я верю, что Вы найдете не только люмпенов, олигархов и т.д., но и добрых, искренних мужчин, которые будут уважать Вас, любить Ваших детей, дорожить браком с Вами, беречь вас больше, чем самих себя.  Наверное, Вы опять скажите, что я отвечаю «для отмазки», но попробуйте свою проблему искать не во вне, а внутри и вблизи себя. Ведь то, что священники цитируют Писание, разве как-то влияет на Вас? Разве Вы от этого становитесь добрее или злее? Если нет, то зачем тогда вообще заострять на этом внимание?

Вы пишите, что нет надежд на вменяемость хоть кого-то, но мне кажется, что между строк Вы просите руку помощи, между строк Вы просите милосердия и снисхождения к себе, между строк вы просите нас быть не формалистами, а милосердными людьми. Какая-то внутренняя гордость не позволяет Вам написать свою основную просьбу к нам - просьбу о самой маленькой капельке теплоты. Везде натыкаясь на холодность, Вам кажется, что теплоты уже нет ни где, Вам кажется, что нет на земле человека, который прижал бы вас к своему сердцу. Но все эти мысли находятся так глубоко в вашем сердце, что Вы их скрываете даже от самой себя. Вы их скрываете за грубыми фразами и утверждениями. Но на самом деле, родная наша Женщина, если до сих пор этой теплоты не находили, это не означает, что ее нет, - она есть, просто Вы плохо искали.

Поверьте, за Ваше письмо к нам Вас никто не осуждает, никто не виноват, что Ваша жизнь была наполнена болью и страданиями, наоборот, хочется как-то помочь Вам, но кроме сочувствия мы можем помочь только молитвой. Кроме того, приведу Вам пример из книги Аввы Дорофея, может он что-то добавит к тому, что я уже написал Вам:

«Помню, я слышал, что некогда было такое происшествие. В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию? Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?

Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно. Действительно случается, что брат погрешает по простоте, но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни: а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения; теперь согрешение его является пред Богом, как бы дело правды? Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и милует его. А ты знаешь только сие согрешение, и тогда как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слёз он пролил о сём пред Богом? Ты видел грех, а покаяния его не видел.»

Святой Апостол Павел как-то сказал: «Аще страждет един уд, с ним страждут вси уди»(1 Кор. 12, 26). Мы все, православные христиане, являемся одним Телом Христовым, и если заболит один орган, допустим, желудок, худо будет всему телу. Так должно быть и в жизни верующих православных христиан: Ваши проблемы - это и наши проблемы, Ваши радости - это и наши радости. Сохрани Вас Господи от всякого зла!

3. Почему в  храме берут деньги за требы?

Совсем недавно, пару дней назад, записывал на прием к врачу одного человека. Когда записывал, мне сказали, что прием врача стоит 3 тыс. тенге. Наступает  день приема и человек, записавшийся к врачу, рассказывает, что придя в частную клинику с тремя тысячами должен заплатить пять - цена приема за два дня выросла почти вдвое. Здесь надо понимать, что в зависимости от болезни и от своего состояния человек может обращаться к врачу достаточно часто, и такая оплата существенно бьет по карману больного. А если учесть, что государственные клиники не имеют должного оснащения, не имеют научной базы, зато имеют  длинные очереди, то получается, что больных просто вынуждают платить огромные деньги. Кроме того, иногда эта оплата строится на простом обмане. Вот, например, одна женщина прочитала в интернете о симптомах заболевания соединительных тканей и обратилась в одну из частных клиник к известному человеку для подтверждения своего диагноза. Заплатила за услугу этого врача 5 тыс. тенге и услышала от врача всего лишь несколько слов: «Да, у Вас точно это заболевание». В последующем, конечно, эта девушка обнаружила, что у нее вообще нет болезни, которую ей диагностировали, но деньги уже не вернешь. Таким образом, нам впустую приходиться тратить огромные средства, при этом не получая никакой пользы.

Когда человек приходит в храм и над ним совершается Таинство, то все жизненно важные для христианина богослужения являются бесплатными. Бесплатно совершается Таинство Причастия, Таинство Исповеди, те Таинства, за которые взимается плата, совершаются над человеком раз в жизни. Например, Таинство Венчания - один единственный раз в жизни совершается над нормальным христианином. Или обряд погребения - совершается над человеком всего один раз. Таинство Крещения тоже обычно оплачивается, но надо заметить, что в эту оплату практически на 50-70% входит стоимость вещей, необходимых христианину вначале духовного пути: крестик, молитвослов, именная икона, свечи, Закон Божий, и, конечно, свидетельство о крещении. Очень часто Церковные Таинства совершаются бесплатно, например, для малоимущих. Кроме того, стоит заметить, что любая жертва (а именно жертвой является оплата за Таинства и за свечи), совершенная в церкви ради Господа, возвращается в десятикратном размере. Как любая другая организация церковь нуждается в электричестве, в газовом оборудовании, в содержании штата работников и хора певчих (в каждой церкви имеется два хора - профессиональный и любительский), и для оплаты всего этого есть только одно средство - жертва христиан. Таким образом, на эти копеечки, собранные с Таинств, храм может функционировать и нести Свет Христов людям.

Надо заметить, что оплата является еще и оградительным средством, ведь к Таинству Крещения можно подходить лишь один раз в жизни. И в этом смысле оплата сдерживает бесконтрольные крещения. К примеру, в одном храме были установлены бесплатные крещения, на которых раздавались (опять же бесплатно) рубашки для крещения. «Пользуясь возможностью» люди по нескольку раз ходили на крещение. Заметив такое обстоятельство, батюшка был вынужден вновь установить плату за крещение.

2. Можно ли на могилках кушать и пить?

Могила - это место будущего воскресения, поэтому ее необходимо содержать в чистоте. Обычно могильный холмик засаживают цветами. Интересно высказывался о них св.прав. Иоанна Кронштадтский: «Цветочки на могилке - остатки рая на земле». Живые цветы, посаженные на могилке, осенью умирают, а весной воскресают, символизируя усопшего, который хотя и умер, но воскреснет.

Крест на могилке христианина (обычно это крест деревянный или металлический)  краем погружен в землю, а другим краем возвышается к небу. Этим крестом обозначается семя (человек), которое вскоре воскреснет и начнет жить с Богом.

Прежде, чем посетить кладбище, необходимо придти в Церковь к началу службы и подать записку на проскомидию (когда из просфоры вынимается частичка с именем усопшего), на обедню (когда имя поминается в алтаре), на панихиду (когда имя поминается в храме около поминального столика). Молитва родственника в этот день будет особой, если он в этот день подготовится, причастится Святых Христовых Таин. Придя на кладбище, желательно зажечь свечу и помолиться усиленной молитвой или по молитвослову, или своими словами. Если есть возможность пригласить священника на кладбище, то нужно постараться это сделать. Если есть возможность провести достаточно времени на кладбище, то можно прочитать акафист или несколько кафизм из Псалтири.

Затем следует прибрать могилу и просто помолчать, вспомнив покойного. Обычая есть и пить на кладбище в Церкви не существует, тем более не допустимо пить водку. Любое распитие спиртных напитков является наглым оскорблением памяти покойного человека, а еще более наглым поступком является лить водку на могилку.

На могилке не стоит оставлять продукты, лучше раздать их нищим.

1. Что делать, если любовь между супругами угасает?

Когда молодые женятся, то все, находящиеся на их свадьбе, радуются и уверены, что брак будет долгим и прочным. Но проходят годы или всего лишь месяцы, наступает обыденность, и в браке происходит трещина размолвок. Объясняют причину такой ситуации по-разному: например, не сошлись характерами, женились не по любви или слишком рано женились, женились по глупости, они друг другу не пара и т.д. Но все эти мнения звучат как простые отговорки. Так почему же все-таки на смену яркой любви приходит холодность? На мой взгляд, существует две основные причины: во-первых, холодность в браке чаще всего возникает, когда у супругов (или у одного из них) были добрачные половые отношения с другими людьми. Ведь человек, когда-то переступивший грань Закона Божиего, подвергается опасности нарушить эту грань вторично. И хотя в браке сказать это открыто он не решается, но своими поступками он свидетельствует, что в душе его происходит постоянное сравнение своей супруги или супруга  с прошлыми партиями. Это может выражаться в придирках, постоянном недовольстве, каких-то мелочных обидах («а вот она так со мною не поступала») или же, что, как мне кажется, является последней стадией, - в издевках.

Парень и девушка, не знакомые до брака с блудом, хотя и не застрахованы от гибели семьи, но все-таки от многого, что ведет к этой гибели, ограждены.

У православных и католиков разный взгляд на брак. У католиков как такового нет развода, православные же утверждают, что развод возможен, но как крайняя мера. Для католиков брак - это нерасторжимый контракт или, по-другому, нерасторжимое сожительство самых близких на земле людей. Для православных брак - это живой организм, который можно убить, и расторжение брака - это не отмена Таинства, это убийство живого организма. И когда этот организм убит, то епископ констатирует этот факт.

Есть еще и вторая причина. В самом браке есть и другая опасность, когда одна половина начинает жить каким-то внутренним саботажем против другой. Это можно назвать гордыней или тщеславием, но как это не назови, факт на лицо - в семье появляется серьезная проблема. Усложняется она еще тем, что гордый человек никогда не попросит прощения, не извинится за проступок, не подойдет первым, чтобы проявить нежность, считает себя постоянно правым и таким образом подвергает свою брачную жизнь серьезной опасности. Конечно, он может себя всегда оправдать, но какой смысл в этих оправданиях, какой смысл в этой ворчливой, угнетающей обстановке, если раскалывается брак и в отношениях возникает трещина?

Как сохранить брак? Как избежать охлаждения взаимоотношений? Для этого, оказывается, необходимы самые простейшие вещи - капелька прощения и капелька снисхождения, строгая оценка своих поступков и снисходительное отношение ко второе половине. Если же возникает какая-то размолвка, то необходимо, не размышляя, прав ты или виноват, первому попросить прощения.

Самые простые вещи могут стать основой брака: общая молитва, нежность, общие разговоры, общие друзья, даже общее хождение в магазин за продуктами. Все это мы считаем малозначимым в семейном быту, но на самом деле на этом зиждется основа брака.

Однажды, проходя актюбинский парк, я увидел идущих под ручку пожилых людей. Они шли, поддерживая друг друга, и их походка, глаза свидетельствовали о взаимной нежности и взаимном уважении. Такую любовь друг к другу до глубокой старости донести совсем не трудно, для этого нужно лишь видеть в браке и осознавать в нем не два отдельных лица, не две отдельные личности, не два отдельных мнения, а единый, живой организм, являющийся прообразом Христа и Церкви.

< назад