"О прощении"
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
"Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7,2).
Дорогие о Господе братья и сестры! Сегодня Прощеное Воскресение. Сегодня мы вновь стоим на пороге святого Великого поста. И по восходящему еще к первым христианским векам священному обычаю, мы должны из глубины своих сердец простить друг другу взаимные обиды и согрешения. Это важнейшее условие необходимо всем нам для того, чтобы достойно войти в святые дни Четыредесятницы, для того, чтобы мы смогли пройти этот путь и смогли иметь плоды духовные, для того, чтобы мы были прощены в своих согрешениях Самим Господом нашим Иисусом Христом.
Ясны и понятны для всех слова Спасителя, которые мы слышали сегодня за Божественной Литургией: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф.6,14-15). И все мы, в грядущие дни Великого поста будем искать прощения своих грехов - и ясных, совершенных открыто, и тайных, греховных проявлений; будем искать себе милости Божией. Но как мы можем надеяться на это прощение, если мы сами не умеем прощать друг другу? Ведь сказано в слове Божием: "Суд без милости, не оказавшему милости" (Иак.2,13).
Вспомним историю с пресвитером Титом Печерским. У преподобного была большая дружба с диаконом Евагрием, но потом эта дружба, как нередко бывает, обратилась в сильную вражду. Когда преподобный Тит тяжело заболел и был уже при смерти, он послал к Евагрию просить прощения, но Евагрий не хотел примириться. Печерская братия насильно привела его к умирающему. Преподобный Тит со слезами просил его о прощении, но Евагрий сначала молчал, а потом вдруг стал яростно говорить, вспоминая свои застарелые обиды, и, все более ожесточаясь, сказал, что не простит Тита ни в этом веке, ни в будущем. После этих слов он упал замертво, пораженный Ангелом, а преподобный Тит в тот же миг получил исцеление.
На Афоне существует древний обычай, согласно которому тот, кто не хочет примириться с братом своим, должен, когда читает молитву "Отче наш", опустить в ней слова: "и остави нам долги наши". Эта молитва, согласно святоотеческому учению является краткой записью всего Евангелия, и она открывает нам, что все в нашем спасении зависит от Бога, а от нас, от нашей веры требуется в конце концов только одно - единственное - прощение других. И действительно, дорогие братья и сестры, нам не войти в Великий пост без прощения друг друга. Ведь без этого невозможны ни исповедь, ни Причастие. Даже из храма изгоняет Господь не примирившихся друг с другом. "Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, - говорит Он, - и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой" (Мф.5,23-24). И действительно, как можно приступать к Божественной трапезе, к Святой Чаше Христовой не простив друг другу наших взаимных согрешений? Не будет ли тогда для непримиренной души причащение Святых Таин лобзанием Иудовым, которого должен страшиться каждый из нас? И с другой стороны, какое дерзновение может иметь и будет иметь каждый из нас, если исполнить повеление Божие и простить взаимные согрешения друг другу. Святитель Григорий Нисский говорит: "Если ты простишь из глубины своего сердца согрешения и обиды твоему ближнему, ты имеешь дерзновение сказать на молитве своей Господу: Отец мой Небесный, я исполнил то, что Ты велишь мне сделать. Исполни и Ты, что Ты обещаешь сделать. Я простил все согрешения и обиды и, прибегая к Тебе в покаянии своем, жду, что и Ты, согласно своему обещанию, простишь мне бесчисленные согрешения". Итак, "в сей нареченный и святый день", дорогие братья и сестры, исполняя повеление Божие, простим друг другу наши взаимные согрешения и взаимные обиды. Простим не только на словах, но из глубины своих сердец, чтобы и нам Небесный Отец отпустил каждому из нас те бесчисленные согрешения, покаяние в которых мы будем приносить в спасительные дни Великого поста. Аминь.
Использованная литература:
1. Библия. Брюссель: Изд. "Жизнь с Богом", 1989.
2. Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.
3. Шаргунов А., прот. Проповеди и выступления. М.: Изд. "Арвик", 1995.
4. Иларион (Алфеев), иером. Проповеди и беседы. М.: Изд.Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999.