Неделя 15-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Антоний архиепископ Уральский и Гурьевский совершил Божественную Литургию в кафедральном соборе Михаила Архангела г. Уральска. Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора.
проповедь в неделю 15-ю по Пятидесятнице. Главная заповедь: Любовь к Богу.
Много вопросов задавалось нашему Спасителю во время Его земной жизни. В большинстве случаев эти вопросы были вопросы недоброжелательного характера. Тогда они Ему устраивали ловушку и западню, в которую, таким роковым образом, сами они и попадали. То Его спрашивают, нужно ли давать подать кесарю: расчет — если скажет "нужно", народ против Него пойдет; если скажет: "не нужно", обвинят Его, как бунтовщика. Но послышался такой ответ: "Воздавайте кесарево кесарю, а Божие Богови". Евангелие прямо говорит, что они удивились и ушли.
И другое — привели к Нему женщину, захваченную в грехе прелюбодеяния и говорят: "Учитель, Моисеев закон приказывает побивать таких камнями, а ты что скажешь?" И тоже коварный вопрос: если скажет "побить", народ восстанет на Него, как на жестокого; если скажет "не нужно", Его Самого нужно побить камнями, потому что Он закон не исполняет. А вы знаете Его ответ: "Кто из вас без греха, тот первый брось в нее камень!" И закон не отменил и в то же самое время их привел в смущение.
И много таких было Ему лукавых вопросов. Были и хорошие, когда юноша Его спросил: "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Для Учителя, Который и пришел для того, чтобы наметить путь для вечной жизни, этот вопрос не мог быть неприятен, так что евангелист Марк говорил, что Спаситель, "воззревши на этого юношу, его возлюбил". Значит, было за что возлюбить. Но вот Евангелие дает еще один вопрос: спрашивает Его законник: "Учитель, какая заповедь большая в законе?" Евангелист отмечает, что спрашивает искушая Его, с недоброй целью. Обратите внимание, Евангелие говорит, что после того, как Господь на это ответил, Его больше никто не искушал. Он Сам задал вопрос, Он и Сам мог бы ответить, но вопрос был задан: Какая заповедь большая в законе? По Евангелию Марка, которое более подробно это освещает, Господь на него отвечает: "Слушай, Израиль! Господь Бог твой есть Бог Единый и возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей крепостью твоею и всем помышлением твоим", т.е., всем своим существом возлюби Бога. "И вторая заповедь подобная ей — говорит Господь — возлюби ближнего твоего, как самого себя". Когда Господь это сказал, то оказалось, что совесть законника не заснула, хотя он и задал с недоброй целью этот вопрос, а тут он от души воскликнул: "Хорошо сказал Ты, воистину так! Любить Бога всей душою, всем сердцем, всем помышлением и ближнего своего, как самого себя, это выше всех всесожжений". И Господь милостиво ему ответил: "Недалеко ты от Царствия Божьего".
А нам с вами, возлюбленные, это вечный укоряющий вопрос: научились ли мы возлюбить Господа Бога нашего всем сердцем, всей душою, всей крепостью, всем помышлением своим? Чтобы у нас только и были все мысли о том, как возлюбить Бога всем существом? Так было у святых. Помните тропарь преподобному Серафиму: "От юности Христа возлюбил еси, Блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев". Эти слова были целью жизни великого подвижника. Вот так Господь призывает нас любить Его. Не потому что в этом Он Сам нуждается, а потому что нет большего блага и большей радости для человека, чем возлюбить Господа. Ибо любовь его к Богу объединяет, несмотря на безмерное расстояние между Всемогущим Творцом и ничтожной тварью.
Вот это нужно помнить, когда человек кается в грехах. Прежде всего, нужно покаяться в том, что в миру жил много, а не научился до сих пор любить Бога всем сердцем, всей душою, всей крепостью, всем помышлением. Кто так Бога любит, у того еще на земле, в сердце — рай! Он уже здесь блаженствует. Недаром св. Иоанна Кронштадтскаго и преп. Серафима часто видели с ликом светящимся, как солнце. Господь сказал: "Пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем пребывает". Почаще думай об этом, христианская душа, и молись, чтобы Господь научил тебя возлюбить Его всем существом твоим, как самое дорогое сокровище твое. Когда-то преп. Иоанн Лествичник, призывая человека возлюбить Бога, не остановился пред таким сравнением: "Возлюби Бога, как иной любит возлюбленную свою". Он о ней только думает, она постоянно в его мыслях. Так, и даже во сто крат больше христианин должен Господа возлюбить, чтобы это было главное сокровище его сердца и души. Аминь.