Традиции Синодального хора на Уральской земле

12 августа 1479 года. Освящение Успенского Собора, первого каменного храма Московского Кремля. По указанию Великого князя Московского Ивана III, только что созданный хор Государевых певчих дьяков впервые принимает участие в Патриаршей службе. В обязанности хора входило обеспечение самых разных придворных  мероприятий, это и участие в Богослужениях, сопровождение государей при паломничестве, в гостевых визитах и военных походах, пение на торжественных приемах и обедах, при наречении на царство, в дни тезоименитств, ежедневное служение при государе. Основательно в хоре было поставлено и образование, где певчих обучали не только церковному пению, но грамоте и наукам. Самыми первыми наставниками, мастерами-распевщиками стали привезенные  Иваном Грозным из Новгорода в Александрову слободу Федор Крестьянин и Иван Нос, именно они и стали основателями государевой певческой школы. В числе певчих дьяков были известные теоретики, композиторы и регенты XVI–XVII вв. С этого времени воспитание царских  детей непременно обязывало воспринимать традицию певческой школы, обучать их владению музыкальной грамотой и умению петь в церковном хоре.

1701 год. Хор Государевых певчих дьяков переименован Петром Первым в Придворный хор, коллектив, который сопровождал государя в его должностных поездках и походах. Придворный хор побывал на берегах Невы ещё до основания Санкт-Петербурга. А в мае 1703 года государевы певчие участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы. С этого времени история хора связана с Санкт-Петербургом.

Петр Первый существенную часть времени проводил в обществе любимых певчих, заботился об их материальном и бытовом обеспечении, исполнял в хоре партию баса. Свидетельство тому – многочисленные записи в походном журнале, указы императора, сохранившиеся нотные хоровые партии, правленые рукой царя. Являясь единственным художественно и организационно сложившимся государственным хоровым коллективом, Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов. С 30-х годов XVIII века Придворный хор привлекается к постановкам спектаклей Придворного театра. Хор дал оперной сцене многих солистов, широко известных в музыкальных кругах своего времени. В их числе – Дмитрий Степанович Бортнянский, Максим Созонтович Березовский и Марк Фёдорович Полторацкий, которые украшали своим участием итальянские и русские оперные спектакли.

1763 год. Екатерина II переименовала Придворный хор в Императорскую придворную певческую капеллу. В 1829 году в составе Капеллы были 90 человек: 40 взрослых (18 теноров и 22 баса, среди которых было 7 октавистов) и 50 мальчиков – по 25 дискантов и альтов. В 1837 году по инициативе государя капельмейстером Капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка, прослуживший в ней в течение трех лет.

 За время своей деятельности Капелла явилась важнейшим источником музыкального просвещения в России, фундаментальной профессиональной школой, воспитавшей многие поколения дирижёров, композиторов, певцов и инструментальных исполнителей. С именем Капеллы связаны имена выдающихся музыкальных деятелей – Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Бортнянского, Аренского, Ломакина, Варламова. В конце ХIХ- начале ХХ века в этом ряду обозначены фигуры ярких представителей духовной музыкальной культуры и регентской школы. Одним из выдающихся регентов был А.Д.Кастальский, выпускник Московской консерватории, ученик П. И. Чайковского и С. И. Танеева. С 1887 преподаватель Синодального училища, с 1910 его директор, в 1907—1910 регент Синодального хора.

 А.В. Свешников (1890-1980) советский дирижёр, хормейстер, педагог, ректор Московской консерватории в течение 30 лет, общественный деятель. Народный артист СССР (1956). После трагических событий революции 1917 года, фактического прекращения деятельности Синодального хора в 1918 г., выдающийся музыкант и педагог А.В. Свешников стал инициатором и организатором сохранения традиций певческой школы Синодального хора. Будучи сам сыном деревенского регента, выпускником и педагогом синодального училища, создателем и руководителем церковных хоров и регентом московских храмов, в годы первых лет существования СССР , эвакуированный из Ленинграда, он создает в 1944-45 гг. советский вариант Московского Синодального училища, в котором обучались только мальчики, а преподавателями были бывшие «синодалы»-педагоги, среди которых и сам А.В.Свешников. В воспоминаниях выпускников вновь созданной по традиции синодальной школы А.В. Свешников запомнился вот таким: «Во-первых, он был очень изобретательным. Он тоже играл с учениками. Во-вторых, я ни разу не встречал педагога, который бы уделял столько внимания дыханию, вокальному аппарату, артикуляции. В то же время возникали и такие ситуации: идет второй час занятия, Свешников спрашивает: "Кто за то, чтобы заниматься дальше?" Все дети поднимают руки. "А кто за то, чтобы идти гулять? – Он один поднимает руку. – Ну, поскольку я руководитель, то идем гулять!" Он каким-то шестым чувством чувствовал, в каком мы состоянии, устали мы или ленимся. Не помню, боялись мы его или нет, но то, что любили – это да. Мы звали его "Дед". Нелюбимого человека так не назвали бы, Свешников был нам действительно как родной. Он был человеком увлеченным, фанатиком своего дела. Этот фанатизм нужно было или принять, или там не учиться. В общем-то, мы все были фанатиками своего дела». [1] 

Таким образом, вновь созданное А.В. Свешниковым училище воспитало блестящую плеяду музыкантов, возродив и обновив многовековые традиции отечественного профессионального музыкального учреждения, определившее своей деятельностью становление и развитие всей русской профессиональной музыкальной культуры, последовательного развития всех основных направлений музыкального исполнительства и музыкального образования России.

1958 год. В столицу Казахстана приезжает Анатолий Васильевич Молодов, выпускник Московской консерватории, ученик А.В. Свешникова и К.Б.Птицы.

 А.В.Молодов (1929-2017), хоровой дирижер, профессор Алматинской государственной консерватории им.Курмангазы (Казахская Национальная Консерватория), Народный артист СССР (1988).

Выдающийся хормейстер и педагог, Анатолий Васильевич всю творческую жизнь посвятил хоровому искусству. С 1955 года — хормейстер Государственного академического русского хора СССР, хора мальчиков Московского хорового училища под управлением А.В. Свешникова (ныне Академия хорового искусства). Одновременно преподавал в Московском хоровом училище. С 1958 года - главный хормейстер Государственного академического театра оперы и балета им. Абая (Алматы). Руководил в течение 30 лет Государственной хоровой капеллой Казахстана. Награжден Орденами Почета (1976) и Трудового Красного Знамени (1988), правительственными и государствеными наградами. Красной нитью через все творчество Анатолия Молодова протянута линия духовного содержания хоровой музыки, воплощение и продолжение Синодальной традиции. Всем, кто имел возможность общения с этим мастером, даже за самое короткое время могли увидеть невероятную глубину его таланта. Концертный репертуар хоровой капеллы под руководством А.В.Молодова даже в самые «застойные» годы, невероятным образом был представлен шедеврами русской духовной музыки: Д.Бортнянский, С.Рахманинов, П.Чайковский, П.Чесноков, А.Свиридов. Каждый день обучения и творчества, проведенный рядом с хоровым мастером приносил незабываемые впечатления: его сила проникновения  в слово, воплощение этого содержания в вокальном звуке, выражение музыкальной мысли и формы в дирижерском жесте, необходимости «попускать через себя», через сердце, через душу, способность рассуждать часами над замыслом творения композитора и автора текста. Эта особеннность передачи кода многовековой синодальной традиции новому поколению учеников Алматинской консерватории было главным делом его жизни, которому он отдавался без остатка. Всегда много было его личных воспоминаний от общения и сотрудничества с выдающимися деятелями государств, мастерами культуры и искусств Казахстана, России, Украины, стран Прибалтики, Средней Азии, Европы, что подчеркивает высочайшую степень признания мастера и его творчества.

В ноябре 2017 годаоборвалась жизнь выдающегося мастера хорового искусства Анатолия Молодова. Синодальные традиции хорового искусства он воспринял от регентов-синодалов М.Глинки, Д.Бортнянского, А.Кастальского, Н.Данилина, А. Свешникова. Эти традиции  получили степень высочайшего воплощения в творчестве А.В.Молодова, по прямой линии переданы новому поколению его учеников-регентов Казахстанской земли. Сегодня более четырехсот духовных произведений Чеснокова, Бортнянского, Дегтярева, Архангельского, Ломакина, Третьякова, ежедневного и праздничного круга песнопений продолжают звучать в Храме Христа Спасителя города Уральска и многие годы являют собой источник духовной радости для прихожан.

.

Ольга Ворфоломеева

выпускница класса А.В. Молодова

Народного артиста СССР,

Профессора Алматинской национальной консерватории

имени Курмангазы,

регент Храма Христа Спасителя,

Уральск, Казахстан

26.01.2018

 

 

1.   Юлия Линде. Известный московский регент раскрывает секреты профессии.

2.   «Синодальные бывшие патриаршие певчие». СПБ. 1898, 1901.

3.    Журнал «Хоровое и Регентское Дело», № 3, 1911 г

4. Синодальное училище церковного пения и синодальный хор в Москве // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

< назад
Март 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
26
27
28
29
2
3
4
6
7
8
13
25
26
28
29
30
31

Православный календарь