Август - 2017
п в с ч п с в
 
01
02
03 04 05
06
07
08
09
10
11 12 13
14 15 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31  
воскресенье, 06. августа 2017
Неделя 9-я по Пятидесятнице, день памяти благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида
Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Антоний архиепископ Уральский и Актюбинский совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Михаила Архангела в г. Уральска. Е...
Православие.Ru: Новости

Официальный сайт Московского Партриархата.
Русская Православная Церковь в Казахстане

Астанайское церковное благочиние
Православие в Восточном Казахстане
Крестовоздвиженский храм города Караганды
Союз православных граждан Казахстана
Казахстан Православный - ПРИТВОР.KZ
Официальный сайт Павлодарской епархии
Талдыкорганский церковный округ
Свято-Никольский собор Алматы

Православный приход святого князя Владимира г.Актобе / hram.kz Уральская епархия Собор Успения Божией Матери г.Атырау


Неделя 29-я по Пятидесятнице, день памяти святителя Амвросия Медиоланского, преподобного Нила Столобенского
20 декабря 2015 г.

Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Антоний архиепископ Уральский и Актюбинский совершил Божественную литургию кафедральном соборе Михаила Архангела г. Уральска. Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель кафедрального собора Михаила Архангела г. Уральска архимандрит Феодосий Курьянов, благочинный Уральского округа игумен Дионисий Козулев, клирики собора.

ПРОПОВЕДЬ НА НЕДЕЛЮ 29-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ (О ДЕСЯТИ ПРОКАЖЁННЫХ)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о cтраданиях и болезнях, которые приближают человека ко Христу, Богу нашему, по евангельскому эпизоду о десяти прокажённых [Лк. 17, 12-19].

Идя в Иерусалим, <Господь> проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! Помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились (Лк. 17, 11-14). Ситуация, кроме мгновенного исцеления, тривиальная. В те времена проказа никаким образом не лечилась, те, кто заболел этой заразной болезнью, изгонялись из селений, городов, и всегда находились далеко от людей, на расстоянии брошенного камня. Если кто из прокажённых подходил поближе, камни летели в этого человека, напоминая ему о том, что он прокажённый и может быть заразным для здоровых людей. Прокажённые отбегали и питались тем, что им люди по милосердию своему из еды оставляли. Они жили такими кучками, часто дрались из-за еды, ещё не были просвещены светом Евангелия, врачей не было в те времена, кроме шарлатанов. Сейчас, кроме шарлатанов, есть врачи, поэтому надежда на помощь есть, а тогда никакой надежды не было. И, как всегда, самым честным сословием было священство. И такой был порядок, что если кто-то из прокажённых по какой-то причине вдруг оказывался исцеленным, то он приходил к священнику, священник на некотором расстоянии его осматривал (тот раздевался донага), если видел, что следов проказы нет, он выдавал ему справку, что этот человек здоров. И с этого момента он мог жить среди людей. Сначала где-то на окраине, но потом, если рецидивов не было, он никого не заразил, то уже на полном основании со всеми.

Господь им говорит: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17, 14), чтобы им получить от священников справку. Опять же, практически единственное грамотное сословие, так и в России до ХVII века грамотным было только духовенство. Даже дворяне совсем не все владели грамотой, больше для жизни требовалось владеть копьём, мечом, щитом, ну и конечно, лошадью – это было важнее для жизни и для её обеспечения.

И вот, эти все десять человек очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога (Лк. 17, 15) – ну, уже привык громко говорить, потому что чтобы его услышали, необходимо было докричаться до людей. И пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин (Лк. 17, 16) – это подчёркивается. Нам уже в ХХI веке какая разница, кто ты, татарин или удмурт? А в те времена это было важно, гораздо больше чем сейчас. Почему? А потому что каждый народ исповедует какую-то свою веру. Так вот, вера самарян была такова, что иудеи с ними вообще не общались. И единственное, что объединяло этого прокажённого самарянина с другими людьми, которые находились с ним в общении, это проказа. Очень символичное такое состояние. Я однажды тоже его наблюдал, находясь в больнице рядом с очень тяжёлыми больными разных национальностей, разной степени телесных потерь, разных объёмов страданий, которые все они претерпели, разного цвета кожи – от самого чёрного, как антрацит, до самого белого, когда и брови, и ресницы абсолютно белые. Вот совершенно разные люди. И что их объединяло? Их объединяла только болезнь. И это действительно их как-то сближало. Я наблюдал, как они прекрасно друг к другу относятся, всем делятся. Многие в больницу приезжают уже и третий, и четвёртый раз, пребывают там по полгода. Я был там самый лёгкий – был ходячий, а это вообще такая редкость там была. Но я обратил внимание, как общее несчастье, вот такое страдание само по себе делает людей христианами. Это не только я заметил, ещё в древности святые отцы, особенно в монастырях, на вопрос: «Как живёшь?» зачастую отвечали: «Слава Богу, болею». Это говорит о том, что Господь не забыл человека, а заботится о его спасении, потому что то, что начинает понимать человек, который тяжело и долго страдает, он получает даром. Он об этом не молился, он об этом книги не читал, он не старался ездить узнавать. Тот путь, который здоровый человек может проходить десятилетиями, больной проходит за период своей болезни. И мы видим, очень многие люди, о которых рассказывает Евангелие, благодаря своей болезни стали учениками Христовыми. Всем от начала до конца, и даже общением со Христом, они обязаны болезни, в частности эти прокажённые. Это страшная болезнь, когда человек заживо гниёт и постепенно погибает, от него целые куски отваливаются. Просто невыносимые страдания. Не говоря уж о том, что человеку трудно жить таким изгоем, с одной стороны, понимая, что люди не хотят быть прокажёнными, поэтому они кидают в тебя камни, а с другой, стороны встаёт у каждого вопрос – у каждого больного – «за что мне это?». Вопрос, конечно, совершенно нелепый, потому что это не «за что», а «почему». Вот на вопрос «почему» ответ очень простой: потому что Господь хочет тебя спасти. Для тебя бегать, прыгать, ездить на велосипеде – это важно, а для Бога это не важно. Чемпион мира ты по велосипеду или по лыжам, или просто грибник – это не играет для Бога никакой роли. Для Бога важно только одно – в каком состоянии твоя душа? А когда ты болен, ты и более добр к другим больным, тебе прям само это даётся, потому что ты лучше понимаешь. Я вот с тех пор, когда там полежал – недолго полежал, два месяца – очень многое понял, мне это в жизни до сих пор пригождается, и то малое, что я испытал, мне дало возможность лучше понимать больных, потому что когда ты здоров, это понимание всегда человеку даётся труднее. Недаром поётся а антифоне: «От юности моея мнози борют мя страсти». Когда человек молод, здоров, он нахален, горделив, у него всякие суждения, а если ему по морде дать хорошо, он уже кроткий такой становится, «дяденька, прости», совершенно другой человек. А всего-то что? По морде дали. А уж когда заболел, ещё серьёзней. Уже ну какая гордыня, если ты уже больной человек, и причём очень серьёзно, надежд на какое-то полное исцеление вообще нет, а есть только возможность тебе несколько улучшить твою жизнь. И то, за это спасибо, люди готовы годами лежать в больнице, чтобы каким-то образом на сколько-то процентов улучшить возможность своего бытия.

И вот эти прокажённые больные общались и с самарянами, и с язычниками, для них это уже было не важно. И поэтому по милости Божией евангелист подчёркивает это: один из них был самарянин. А каждый правоверный иудей обходил Самарию, когда шёл на праздник Пасхи или Пятидесятницы, а некоторые приходили на Пасху и оставались до Пятидесятницы, а заодно какой-нибудь свой гешефтик делали небольшой. Делали многокилометровый крюк, чтоб только не встретиться с самарянином. Это была духовная проказа. А Господь этим пренебрёг, потому что Он увидел, что они достаточно настрадались, и Он не стал вот этого исцелять, а эти пусть ещё поболеют. Хотя в жизни так бывает, Господь Сам избирает, кому выздоравливать, а кому от такой же болезни помирать. Он Сам лучше знает, кому жить, кому ещё болеть, а кому уже умирать. Он этим управляет по одному Ему известным законам. Но мы знаем из опыта церковного, что Он всегда благословляет человеку либо болезнь, либо смерть исходя их внутреннего состояния души человека и забирает душу человека тогда, когда тот наибольшим образом готов к спасению этой своей бессмертной души, которую дал ему Бог.

Все прокажённые, понятно, обрадовались, увидев, что они здоровы, все побежали за справками к священникам, те стали выдавать им эти справки. И после всего этого вернулся только один самарянин, может быть, из особенного чувства благодарности, потому что к тому, чтобы быть прокажённым, он ещё был самарянин и от иудеев испытывал всё время презрение к его двойной прокажённости: и духовной, и телесной. Он пал ниц и благодарил Бога, и он понял, что это исцеление не от человека, а от Бога. Он пал ниц – это говорит о том, что он во Христе признал Бога. Он кланялся не Человеку Иисусу Христу, а Божеству, Которое было во Христе нераздельно, неразлучно, неслиянно и неизменно. Во Христе. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 17-19). Не исцеление тебя спасло, а то, что ты уверовал, что тебя исцелил Бог, и ты поклонился Мне как Богу. Спасение в том, что человек кланяется Иисусу Христу как Богу. В этом спасение.

Вот такой очень для нас поучительный эпизод евангельской истории, который рассказывает и показывает нам, что для Бога важно. Самое главное – это вера в Иисуса Христа как в Бога. И чем для человека является болезнь, особенно тяжёлая? Всякое страдание приближает человека к Иисусу Христу, Который Сам страдалец. Тот Бог, в Которого веруют христиане, это Бог, Который страдал Сам, что для иудеев есть соблазн, а для еллинов безумие (см. 1 Кор. 1, 23). Ну как это Бог может страдать? Им невдомёк главное: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16). А высшее проявление любви – в сострадании. Человек, который не знает со-страдания, когда он чужую боль переживает как свою, а в отдельных случаях даже больше, не может ещё пока быть христианином. А такие внешние вещи, как национальность или не совсем правильное представление о вере – это уже дело десятое, этому всему можно научить, для этого существуют книги, для этого существуют учителя, для этого существуют школы, где можно научить истинной апостольской христианской вере. А вот сердце человека – тому научить нельзя, человек должен сам. И, конечно, Господь этому всегда способствует через страдания. Потому что нельзя научиться со-страданию, если ты никогда не страдал, это исключено. Поэтому тот человек, который уклоняется от страданий или, допустим, своих детей всячески старается во что бы то ни стало от страданий уберечь, должен понимать, что он сам оберегается и своих детей уберегает от спасения. Вот тут есть такая антиномия. И нам нужно обязательно хорошо это понимать, потому что не бывает истинного благочестия без страдания. Если мы возьмём жизнь любого святого, начиная с основоположника Церкви Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, всех апостолов, они все были страдальцами, многие из них сидели в тюрьмах, и всегда невинно. Вот уж кто бы мог сказать: «Да за что это мне?!». Да не «за что», а «почему». Если представить, что алмаз живой, то чтобы превратить его в бриллиант, ему нужно очень много пострадать, потому что необработанный алмаз – это такой серый камешек, правда, очень твёрдый. А чтобы он засиял всеми цветами, которые есть в солнце, отражая своими гранями, нужно его обрабатывать, а если он живой, то ему больно. Вот так и человек: чтобы войти в Царствие Божие, чтоб отражать Божественный свет, нужно из серого камешка стать бриллиантом, но так как люди живые, это довольно болезненно, и никакого другого пути нет. Поэтому Господь сказал своим ученикам: В мире скорбны будете (Ин. 16, 33). Сколько людей в Израиле в то время жили неплохо, всё у них было спокойно, благополучно, вполне терпимо, не болели, умерли в достаточной старости, в окружении родственников, деток, внуков-правнуков, всё хорошо. Что мы о них знаем? Ничего. А вот о десяти прокажённых мы знаем. Почему? Их страдания сделали их достойными упоминания в Священном Писании, и везде, где будет проповедано слово Божие, будут говорить и о десяти прокажённых. Потому что это важно. А такая безмятежная сытость – это совсем не важно, это больше для животных в зоопарке. Поэтому нам Господь очень важные для нашего спасения истины открывает через этот отрывок, который больше похож даже на притчу, настолько он ярок.

www.youtube.com/watch

 
Православный календарь

 

 

     
© 2011— Московский Патриархат митрополичий округ в Республике Казахстан Уральская Епархия.
e-mail:ro_ue@mail.ru